Лабораторная работа № 1
Тема: Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом
Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.
Оборудование: микроскопы, лупы, предметные и покровные стекла,
препаровальные иглы, пинцеты, пипетки, йод, фильтровальная бумага,
чистая вода.
Изучаемые объекты: лук, картофель, клетки эпителия слизистой оболочки ротовой полости.
Ход работы:
Задание 1. Изучить методику приготовления препаратов и выполнить
последовательно все пункты методики.
Задание 2. Данные занести в таблицу:
Рассматриваемый объект | Особенности | | Черты |
| Строения | Функции | Сходства | Различия |
| | | | |
Задание 3. Письменно ответить на вопросы (см. методику приготовления препаратов).
Задание 4. Сделать выводы:
- о взаимосвязях строения и функции;
- о едином плане строения.
Методика приготовления препаратов:
А) Кожицы лука:
Из чешуйки лука вырежьте небольшой квадратик, снимите с него
пинцетом часть эпидермиса и положите в каплю подкрашенной воды на предметное стекло;
Расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите
избыток воды фильтрованной бумагой;
Рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем
под большим увеличением.
Ответьте на вопросы:
-какие клеточные структуры вы наблюдали?
- каковы особенности строения клеток лука?
Б) Клубня картофеля:
Со среза клубня картофеля соскоблите препаровальной иглой немного
мякоти;
Поместите ее на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Уберите излишки покровным стеклом;
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа приготовленный
препарат;
Найдите зерна запасного крахмала и зарисуйте их.
Ответьте на вопрос:
каково значение клеточных включений в жизни организма (можно обратиться к учебнику)?
В) Клеток эпителия слизистой оболочки ротовой полости:
Отщипните клетку эпителия ротовой полости;
Положите ее на предметное стекло, капните капельку воды, накройте
покровным стеклом, удалите излишки воды фильтрованной бумагой;
Рассмотрите под микроскопом.
Г) Рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты одноклеточных организмов, растительных и животных тканей.
Лабораторная работа № 2
Тема: Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых и растительных клетках
Цель работы: убедиться опытным путем: а) в проницаемости клеточной мембраны; б) в наличии существенных признаков клетки как живой системы - плазмолиза и деплазмолиза.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор хлорида натрия (5%-ный NaCl), дистиллированная вода, фильтрованная бумага, пипетки, препаравальные иглы, пинцеты, скальпели, листы чистой бумаги, головки репчатого лука, веточки элодеи.
Ход работы:
Задание 1. Приготовить микропрепараты (см. ниже). Задание 2. Пронаблюдать явление плазмолиза и деплазмолиза в клетке. Задание 3. Записать результаты наблюдений в таблицу:
Объект | Что наблюдали под действием |
| подкрашенной воды | хлорида Na | дистиллированной воды |
Микропрепарат клеток эпидермиса лука | | | |
Микропрепарат клеток листа элодеи | | | |
Задание 4. Сделать выводы.
Методика приготовления препаратов:
Приготовление и знакомство с микропрепаратами (листа элодеи или эпидермиса лука).
1. На предметное стекло нанести каплю подкрашенной воды:
с небольшого квадратика чешуи лука пинцетом осторожно снимите тонкий (прозрачный) слой эпидермиса и поместите в каплю подкрашенной воды на предметном стекле;
срежьте с веточки элодеи тонкий листок и поместите его также в каплю воды на предметном стекле.
2. Приготовленные препараты накройте покровными стеклами и рассмотрите под микроскопом (сначала при малом, а затем при большом увеличении);
3. Зарисуйте 3-4 клетки эпидермиса лука или листа элодеи;
Наблюдение явления плазмолиза в клетке:
С одной стороны покровного стекла приготовленного вами микропрепарата эпидермиса лука или листа элодеи нанесите 2-3 капли 5%-ого раствора хлорида натрия, а с другой фильтрованной бумагой уберите лишнюю воду;
Рассмотрите данный препарат под микроскопом, обратите внимание на явление плазмолиза;
Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.
Наблюдение явления деплазмолиза в клетке:
Замените в микропрепарате солевой раствор на дистиллированную воду (нанесите несколько капель дистиллированной воды с одной стороны покровного стекла, с другой стороны фильтрованной бумагой уберите воду, смывая плазмолизирующий раствор).
Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением микроскопа, при этом особое внимание обратите на явление деплазмолиза в клетках.
Зарисуйте участок эпидермиальной ткани из 3-4 клеток.
Лабораторная работа № 3
Тема: «Решение генетических задачи составление родословных»
Задание № 1. Решить задачи:
1. У овса иммунность - невосприимчивость к грибковому поражению
головней - доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер ре
шил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным
головней.
Определите и укажите на схеме генотипы исходных форм.
Объясните, как селекционер определил гомозиготность родителя, если
гетерозиготная форма фенотипически неотличима от гомозиготной.
2. У овец белая окраска шерсти доминирует над черной, а рогатость доминирует над ломкостью (безрогостью).
В результате скрещивания черного рогатого барана с белой комолой овцой было получено следующее потомство: самцов: 25% рогатых белых 25% рогатых черных 25% комолых белых 25% комолых черных самок: 50% комолых белых
50% комолых черных
2.1.Каковы генотипы родителей и потомства? Приведите доказательства (схему скрещиваний)
2.2.Проявление какого генетического закона наблюдается в данном скрещивании?
2.3.Какое практическое значение имеет решение генетических задач?
3. Отсутствие потовых желез у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Юноша, не страдающий отсутствием потовых желез, женится на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? Будут ли внуки того или другого пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочери будут здоровыми людьми?
Для решения задачи:
Изобразите схемы вступления в брак (родителей, детей);
Укажите генотипы исходных форм и первого поколения;
Определите, как будет наследоваться указанный признак детьми и внуками;
По какому генетическому закону происходит наследование данного
признака?
4.Дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвета) - рецессивный признак, ген которого находится в Х-хромосоме. Однако проявляется он только у мужчин. Установите причину такого наследования. С этой целью:
Составьте схему цитологических основ вступления в брак мужчины-
дальтоника с женщиной, имеющей нормальное зрение.
Определите и укажите генотипы и фенотипы первого поколения.
5.Способность образовывать самоукореняющиеся побеги («усы») характерна для многих растений, в том числе для земляники. Степень проявления
этой способности зависит от совместного действия двух доминантных генов (R,Q.
5.1.Определите по генотипам растения, способные образовывать «усы».
Укажите их номера:
RRCC
ггСС
RRcc
RrCC
RrCc
RRCc
rrCc
5.2. Подтверждением, какой генетической закономерности является данный пример?
Задание № 2. Составить свою родословную.
Лабораторная работа № 4
Тема: «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (листья растений, антропометрические данные учащихся)
Цель работы: показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии.
Оборудование: линейки для измерения, пинцеты, листы белой и миллирован-ной бумаги, натуральные объекты (засушенные листья дуба, рябины, акации; семена фасоли; клубни картофеля), коллекции жуков, бабочек, раковин моллюсков.
Ход работы:
Группа делится на бригады по 6 человек. На каждую бригаду необходимо иметь по 10 клубней. Вариационный ряд может составляться на основании суммирования данных учащихся всей группы (фронтальная работа при небольшом количестве экспонатов).
Построение вариационного ряда и вариационной кривой изменчивости длины листа.
Измерьте длину листьев (от 50 до 100 штук);
Расположите из на белом листе бумаги в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака (длины листовой пластинки) и проведите линию по вершинам листьев - получите вариационный ряд.
Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу:
где,
n - общее число вариант вариационного ряда.
v- варианта
Р - частота встречаемости вариант
∑ - знак суммирования
М - средняя величина признака
4. Постройте графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака - длины листовой пластинки.
С этой целью:
по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты длины листовой пластинки в нарастающем порядке;
по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (длины листовой пластинки)
по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;
точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте встречаемости вариант, соедините прямыми.
5. Определите среднюю величину указанного признака - длины листовой
пластинки, используя формулу:

Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости листовой пластинки определенной длины.
Ответьте на вопросы:
О чем свидетельствует вариационная кривая?
С каким числом наиболее часто встречаются листья, семена, клубни? (в зависимости о того, с чем работали студенты).
8. Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 5
Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусстве
нного отбора на сортах культурных растений»
Цель работы:
убедиться в том, что:
- в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости;
-культурные формы растений и животных имеют признаки, полезные человеку;
-движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор.
Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, гербарий, коллекции злаковых.
Ход работы:
1. Познакомьтесь с представителями растений одного вида:
- определите черты сходства и различия между ними;
- укажите по каким признакам сорта культурных растений отличаются
от одних предков;
-определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
2. Результаты занесите в таблицу:
Вид | Исходная форма (дикий предок) | Сорта данного вида | Изменяемые признаки, органы | Черты сходства культурных и диких форм | Черты отличия культурных растений и диких форм | Причина многообразия сортов |
| | | | | | |
3. Ответьте на вопросы:
4.Выводы запишите в таблицу.
Лабораторная работа № 6 Тема: « Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.
Оборудование: липы, пинцеты, препаровальные иглы, коллекции: «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях «насекомых», «Виды защитных окрасок»; гер-барные материалы; рисунки и открытки.
Ход работы:
Задание 1.
Изучите приспособительные признаки у растений, для этого:
Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений
определенной группы;
На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности
строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды;
В предложенных вам коллекциях плодов и семян отберите те, у которых
выражена приспособленность к распространению ветром, животными.
Задание 2. Заполните таблицу:
Название растений | Условия обитания | Черты приспособи-тельности (особенности строения) | Биологическое значение | Причины приспособленности (факторы) |
| | | | |
Задание 3. Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 7 Тема: «Выявление ароморфозов и адаптации у растений и животных»
Цель:
а) показать студентов на конкретных примерах происхождения крупных
систематических групп, путем ароморфоза;
б) ознакомить их с примерами возможных идиоадаптации организмов
(дегенерации);
в) раскрыть влияние деятельности человека на главные направления
органической эволюции.
Оборудование: пинцеты, лупы, гербарные материалы цветковых и голосеменных растений; коллекции насекомых с разными видами идиоа-даптации.
Ход работы:
1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию,
к которой принадлежат данные представители;
определите у представителей каждой группы насекомых приспособительные изменения к условиям среды обитания;
раскройте их биологическое значение;
укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насекомых.
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Систематическая группа | Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции | Биологическое значение приобретенных изменений | Возможные пути эволюции данной систематической группы |
| | | |
3.Ответьте на вопрос:
- какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных? 4. Выводы занесите в тетрадь.
4. Сделайте вывод.