Лабораторная работа:
«Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».
Цель работы:
-
посмотреть на конкретном примере происхождение крупных систематических групп путём ароморфозов на примере растений;
-
ознакомиться с примерами возможных идиоадаптаций у насекомых;
-
раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
Оборудование:
Фотографии с изображением представителей отделов растений, натуральные объекты: растений; коллекции насекомых с различными видами идиоадаптаций; наборы цветков, плодов, семян.
Ход работы:
Задание 1. Рассмотрите рисунки растений. Назовите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому пути шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
Задание 2.
В тетрадях заполните таблицу:
Признаки ароморфоза | Водоросли | Мхи | Папоротники | Голосеменные | Покрыто- семенные |
Корень | | | | | |
Стебель | | | | | |
Листья | | | | | |
Семена | | | | | |
Цветок | | | | | |
Вопросы:
Какие важные ароморфозы претерпели растения в своём историческом развитии?
Раскройте биологическое значение появления семян у представителей голосеменных и покрытосеменных растений.
Задание 3.
К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы и лапки насекомых? Почему?
Вопросы:
Какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?
Раскройте биологическое значение приспособлений.
Сформируйте выводы по работе.
Предполагаемые выводы по работе:
-
Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путём …
-
Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают в процессе эволюции путём …
Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Цель: Сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции, определять среднюю величину признака.
Оборудование:
наборы биологических объектов: семена тыквы, фасоли, подсолнечника, листья яблони, акации и др. (не менее 15 экземпляров одного вида); линейка, карандаш.
Ход работы:
-
Расположите объекты в порядке увеличения их размеров (от наименьшего к наибольшему).
-
Построение вариационного ряда.
Значение признака (V) | | | | | | |
Частота встречаемости признака (n) | | | | | | |
V- варианта, каждое значение признака.
n- частота встречаемости каждой варианты.
3. Построение вариационной кривой (графическое изображение изменчивости признака).
по оси Х – значение признака (величина варианты)
по оси Y – частота встречаемости признака
4. Определение средней величины признака.
где М – средняя величина, v-варианта, p - частота встречаемости вариант,
знак суммирования и n- общее число вариант вариационного ряда.
5. Сформулируйте выводы по работе.