СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

лабораторные работы по биологии 10 класс базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по биологии»

Лабораторная работа:

«Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».

Цель работы:

  • посмотреть на конкретном примере происхождение крупных систематических групп путём ароморфозов на примере растений;

  • ознакомиться с примерами возможных идиоадаптаций у насекомых;

  • раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

Оборудование:

Фотографии с изображением представителей отделов растений, натуральные объекты: растений; коллекции насекомых с различными видами идиоадаптаций; наборы цветков, плодов, семян.

Ход работы:

Задание 1. Рассмотрите рисунки растений. Назовите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому пути шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных. 



Задание 2.

В тетрадях заполните таблицу:


Признаки ароморфоза

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные

Покрыто-

семенные

Корень






Стебель






Листья






Семена






Цветок







Вопросы:

Какие важные ароморфозы претерпели растения в своём историческом развитии?

Раскройте биологическое значение появления семян у представителей голосеменных и покрытосеменных растений.



Задание 3.

К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы и лапки насекомых? Почему?




























Вопросы:

Какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

Раскройте биологическое значение приспособлений.




Сформируйте выводы по работе.


Предполагаемые выводы по работе:

  1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путём …

  2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают в процессе эволюции путём …









































Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».



Цель: Сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции, определять среднюю величину признака.


Оборудование:

наборы биологических объектов: семена тыквы, фасоли, подсолнечника, листья яблони, акации и др. (не менее 15 экземпляров одного вида); линейка, карандаш.


Ход работы:

  1. Расположите объекты в порядке увеличения их размеров (от наименьшего к наибольшему).



  1. Построение вариационного ряда.



Значение признака (V)







Частота встречаемости признака (n)








V- варианта, каждое значение признака.

n- частота встречаемости каждой варианты.


3. Построение вариационной кривой (графическое изображение изменчивости признака).


по оси Х – значение признака (величина варианты)

по оси Y – частота встречаемости признака


4. Определение средней величины признака.



где М – средняя величина, v-варианта, p - частота встречаемости вариант, знак суммирования и n- общее число вариант вариационного ряда.


5. Сформулируйте выводы по работе.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс