СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по физике для 5-6 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник дидактического материала направлени на изучение технологии физических исследований в профильных 5-6 классах

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по физике для 5-6 классов»



Лабораторная работа № 1«Определение цены деления и показаний измерительного прибора».

Контрольные вопросы:

  1. Ценой деления называется….

  2. Чтобы найти цену деления нужно….

  3. Какую физическую величину измеряет прибор: мензурка, весы, термометр, часы, спидометр.


Цель: научиться пользоваться простыми измерительными приборами — линейкой и мензуркой. Научиться определять цену деления шкал измерительных приборов, а также показания.

Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, вода, линейка.

Инструктаж по технике безопасности

1. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.

2. При выполнении лабораторной работы не использовать разбитые стеклянные мензурки.

3. Не поворачиваться, так можете задеть стеклянные приборы, стоящие на задней парте.

4. Осколки стекла нельзя собирать руками. Для этого нужно использовать веник и совок.

Ход работы:

  1. Рассчитать цену деления мензурки

цена деления = ( ____ – ____ ) / _____ = _______ .


Помните, что при измерениях положение уровня глаз наблюдателя должно находиться на одном уровне с плоскостью поверхности воды. Не наклоняйте цилиндр.

  1. Налейте полный стакан воды и осторожно перелейте воду в мензурку. Определите объем налитой воды V = ________________

  2. Определите вместимость остальных сосудов, которые находятся на вашем столе.

  3. Результаты занести в таблицу:



опыта

Название сосуда

Объем жидкости, см3

Вместимость сосуда, см3

1

Стакан



2

Колба





  1. Определите цену деления линейки.___________________________________

цена деления = ( ____ – ____ ) / _____ = _______ .

  1. Измерьте длину и ширину деревянного бруска:

Длина a =_______

Ширина b = ______

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание

  1. Назовите цену деления и показания приборов изображенных на рисунке

цена деления_______________ цена деления 1)__________2)________

показание прибора__________ показание прибора 1)_____2) _______


Лабораторная работа № 2

«Исследование явления диффузии в жид­костях и  газах»

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается явление диффузии?

  2. Диффузия протекает в агрегатных состояниях…..

  3. Как влияет повышение температуры на скорость диффузии? Почему? 

Цель:  наблюдение явления диффузии,  сравне­ние  скорости протекания диффузии  в жидкостях и  газах и зависимости ее от температуры.

Приборы и материалы:  мензурка с водой холодной и горячей, пробирка  с  крупинкой краски, закрытая пробирка с  ватой,  смоченной одеколоном,  секундомер, стакан, термометр.

Инструктаж по технике безопасности

1. Будьте осторожны при работе со стеклом. Помните, что оно легко трескается при ударе и перемене температуры.

2. Будьте внимательны при работе с горячей водой. Не разливайте воду - могут быть ожоги.

3. Снимайте данные, не вынимая термометра из жидкости.

Выполнение работы:

  1. Возьмите стакан с водой комнатной температурой и горячей. Опустите в них крупинки краски. Через 1 минуту вода в сосудах начнет окрашиваться.

  2. Зарисуйте, как с течением времени (спустя 3 мин, 5 мин, 10 мин), вода окрашивается. Холодная вода t =







через 3 минуты через 5 минут через 10 минут

Горячая вода t =





через 3 минуты через 5 минут через 10 минут

  1. Перемешайте воду с краской палочкой, что наблюдаете? Повлияло ли это на процесс протекания диффузии? Сделайте вывод.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расположите  пробирку  с  ватой,  смоченной одеколоном,  на  расстоянии  приблизительно  20  см  от лица  (ближе  подносить  пробирку  не  следует).  От­кройте пробирку. Измерьте время, которое пройдет от момента открывания пробирки до момента обна­ружения  вами  запаха  спирта.

время (за которое дошел запах) = ____________ секунд

  1. После  обнаружения запаха  быстро закройте пробирку  пробкой.

  2. Сравните скорости протекания диффузии в жидкости и газе. Сделайте вывод.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________


Объясните явление,  которое  вы  наблюдали,  и  сделайте  вывод,  где ука­жите: 

а)  какое  явление  вы исследовали______________________________________; 

б)  где  скорость  диффузии  выше — в жидкости или в  газе___________________;

в) от чего зависит скорость протекания данного явления_______________________..

Дополнительное задание:

  1. Почему нельзя стирать в горячей воде белую майку вместе с синей?

  2. Почему при высокой температуре диффузия происходит быстрее?

  3. Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?



Лабораторная работа № 3
«Определение плотности твердого тела»

Контрольные вопросы:

1. Плотностью называют…

2. В системе СИ плотность измеряется в…

3. Плотность данного вещества зависит …

4. В разных агрегатных состояниях плотность вещества…

5. Записать формулу для расчета плотности тела.

Цель: научиться определять плотность твердого тела

Приборы и материалы: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с водой, брусок (деревянный, стальной), морковь, огурец, картофель, морская ракушка.

Инструктаж по технике безопасности

1. Будьте осторожны при работе со стеклом. Помните, что оно легко трескается при ударе.

2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

3. Будьте аккуратны при работе с водой.

Ход работы:

  1. Определить цену деления приборов:

Измерительный прибор

Измеряемая величина

Единица измерения

Цена деления

мензурка




линейка




термометр






2. Определить плотность твердых тел правильной формы:

Название вещества

Масса m, г


Объем тела V,

см3

Плотность тела ρ

г/см3

кг/м3

Брусок (деревянный или стальной)







Вывод: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Определим плотность тела неправильной формы:

Название тела

Объём воды в мензурке, см3 , V1

Объём воды вместе с телом, см3 , V2

Объём тела, см3 , V=V2-V1



Масса тела, г, m


Плотность тела ρ

г/см3

кг/м3

Морковь







Картофель







Морская ракушка







Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что можно сказать о плотности овощей?

Дополнительное задание

  1. Кусок металла массой 461,5 г. Имеет объем 65 см3. Что это за металл?

  2. Чугунный шар при объеме 125 см3 имеет массу 800 г. Сплошной или полый этот шар?

  3. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в килограммах на кубический метр.

Лабораторная работа № 4
«Определение плотности желе и исследование его свойств»

Контрольные вопросы:

1. Какие агрегатные состояния вы знаете?

2. Какими свойствами обладают жидкости и твердые тела?

3. Как определить плотность данного тела?

Цель: научиться определять плотность желе и изучение его свойств,

Приборы и материалы: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с горячей и холодной водой, желе, стеклянная пластинка.

Инструктаж по технике безопасности

1. Будьте осторожны при работе со стеклом. Помните, что оно легко трескается при ударе.

2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

3. Будьте аккуратны при работе с водой.

Ход работы:

  1. Определить цену деления мензурки: _________________

  2. Определить плотность желе взвесив его и определив его объем:

Масса m, г


Объем воды в мензурке V1, см3

Объем воды и желе V2, см3

Объем желе V=V2-V1,

см3

Плотность тела ρ

г/см3

кг/м3










Вывод: _____________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Исследование свойств желе:

1) Слегка надавите на желе. Сохраняются ли его упругие свойства? _____________________________________________________________________________

2) Поместите желе на стекло. Смачивает ли оно твердое тело? _____________________________________________________________________________

3) Опустите желе в стеклянный сосуд. Пронаблюдайте (спустя несколько минут) изменяется ли форма желе?______________________________________________________

4) Опустить желе в теплую воду, пронаблюдайте, что происходит (плавится или нет). __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Жидкость

Желе

Твердое тело

деформация




смачиваемость




плавление




форма




Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 5
«Изучение физических величин, характеризующих механическое движение»

Контрольные вопросы:

  1. Скорость тела при равномерном движении равна _______________________________________­­­­_______________________________

  2. На рисунках скорость изображают ______________________________________________________________________

  3. Единицы скорости в СИ _________________________________________________

  4. Равномерным прямолинейным движением называют движение ______________________________________________________________________

Цель: научиться оценивать длину одного шага, определять среднюю скорость движения человека, изучить зависимость пути от времени при прямолиней­ном равномерном движения.

Приборы и материалы: рулетка, часы, мел. школьный стадион, территория школы, шарик из фольги, пластилина, хлеба.

Ход работы:

  1. Мелом отметьте место, с которого вы начнете движение.

  2. Пройдите 10–20 шагов. Измерьте расстояние с помощью рулетки, которое вы прошли. Вычислите среднюю длину шага (l), разделив это расстояние (s) на количество шагов (N).

Длина шага l = S / N= ___________

  1. Посчитайте, сколько шагов занимает расстояние вокруг школы (от дома до школы, от школы до автобусной остановки).

N =__________

  1. Оцените расстояние, например, от дома до школы, умножив количество шагов на длину одного шага. S = l*N =________________

  2. Измерьте время, за которое вы прошли измеренное расстояние

t =____________

  1. Вычислите скорость своего движения от дома до школы по формуле: v = s/t.

v =_______________

  1. Сравните свою скорость со средней скоростью движения человека (5 км/ч) ____________________________________________________

  2. Оцените полученный результат : ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Сделайте шарики одинаковых размеров из фольги, пластилина, хлеба. Опустите их в бутылку с водой. Пронаблюдайте за скоростью погружения шариков; сравните их. Когда шарики утонут, переверните бутылку вверх дном и продолжите наблюдение.

  4. Сделайте вывод:________________________________________________________________

Дополнительное задание:

  1. Сколько человек имеет скорость, большую средней скорости движения человека? _______________________________________________________________________

  2. Сколько человек имеет скорость, меньшую средней скорости движения человека?______________________________________________________________

  3. Сравните скорости 10 м/с и 36 км/ч: _____________________________________________________________________________


Лабораторная работа №6

«Оценка времени реакции экспериментатора»


Цель: экспериментально оценить время реакции человека на некоторое событие.


Приборы и материалы: измерительная линейка длиной 30-40 см.


Ход работы:


  1. Расположите линейку вертикально так, чтобы «нулевое» деление находилось внизу.


  1. Возьмите линейку большим и указательным пальцами, расположив их около нулевого деления. Если нулевое деление находится достаточно близко к концу линейки и не удается расположить пальцы рядом с ними, то возьмитесь за ближайший край линейки, заметив при этом, у какого деления располагаются пальцы.


  1. Выпустите линейку из пальцев и сразу же схватите её. Старайтесь не подбросить линейку при этом. Линейка пролетит некоторое расстояние, которое вы сможете определить по значениям её шкалы. Не забывайте, если начальное расположение пальцев не соответствовало нулевому уровню, то необходимо рассчитать данное расстояние.


  1. Результаты запишите в таблицу:

Опыт

Время t, с

Расстояние, пройденное линейкой h, м

1



2



3



4



5





  1. Рассчитайте время своей реакции, воспользовавшись формулой h=,


из которой время реакции выражается так


t=


  1. Найдите среднее значение времени реакции




7. Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лабораторная работа №7

«Нахождение центра тяжести плоской пластины»

Цель: нахождение центра тяжести плоской пластины.

Приборы и материалы: плоская картонная фигура произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, пробка, булавка, линейка, отвес.

Ход работы:

  1. Зажмите пробку в лапке штатива.

  2. Проделайте по краям картонной пластины три отверстия.

  3. Подвесьте пластину к пробке, вставив булавку в одно из отверстий, закрепленных в лапке штатива.

  1. К той же булавке прикрепите отвес.

  2. С помощью карандаша отметьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие на линии отвеса.

  3. Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию.

  4. Повторите опыт, используя другие отверстия в пластине.

  5. Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Например:

Сделайте вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание:

1.С какой целью цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты?

2.Почему человек, несущий на спине тяжелый груз, наклоняется вперед?

3.Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

4.Почему подъемный кран не опрокидывается в сторону поднимаемого груза? Почему без груза кран не опрокидывается в сторону противовеса?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!