Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г.Владивостока»
СБОРНИК
ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ХИМИИ
9 КЛАСС
| Коровицкий Сергей Александрович, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №73» |
г. Владивосток
2020
Практическая работа №1
«Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).
Ход работы:
ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.
Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?
ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?
ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.
В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 4. Влияние температуры.
В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 5. Влияние катализатора.
В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
Оформите в виде таблицы отчет о практической работе.
№ | Название опыта | Ход работы | Наблюдение и выводы |
1 | Влияние природы реагирующих веществ | | |
2 | Влияние концентрации реагирующих веществ | | |
3 | Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ | | |
4 | Влияние температуры | | |
5 | Влияние катализатора | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.
Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.
Ход работы:
Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.
(Оформите в виде таблицы отчет о практической работе)
Реактив | Н2SO4 | NaCl | Na2SO4 |
лакмус | | | |
BaCl2 | | | |
AgNO3 | | | |
№ пробирки: | | | |
Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:
1) Соляная кислота.
Уравнение электролитической диссоциации | Качественная реакция на катион ___ | Качественная реакция на анион ___ |
| | |
2) Сульфат меди (II).
Уравнение электролитической диссоциации | Качественная реакция на катион ___ | Качественная реакция на анион ___ |
| | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №3
«Получение водорода и изучение его свойств»
Цель работы: получить водород взаимодействием соляной кислоты с цинком; изучить некоторые свойства газа водорода.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, цинк, раствор соляной кислоты.
Ход работы:
Опыт 1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Накройте газоотводную трубку пробиркой (вверх дном) и выждите несколько секунд, пока из пробирки вытиснится воздух.
Опыт 2. Проверьте водород «на чистоту». Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п - пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Опыт 3. Изучение физических свойств водорода.
Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Опыт 4. Изучение химических свойств водорода.
Горение чистого водорода.
Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.
Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.
Описание опыта | Наблюдение, реакции | Вывод |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №4
«Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
Цель работы: закрепить знания о соединениях галогенов, повторить общие кислотные свойства на примере соляной кислоты, продолжить формировать общелабораторные умения и основные навыки работы с химическими реактивами и оборудованием.
Оборудование и реактивы: растворы кислот, щелочи, солей, металлы, индикатор универсальный, штатив с пробирками.
Ход работы:
Опыт №1. Качественные реакции галогенидов - солей галогенводородных кислот HCl, HBr, HI.
К выданным растворам солей галогенводородных кислот осторожно прилейте НЕБОЛЬШОЕ количество раствора нитрата серебра. (ПОМНИТЕ реактив оставляет несмываемые черные следы на всех поверхностях. Будьте аккуратны.)
Опыт № 2. Изучение кислотных свойств соляной кислоты
2.1 Взаимодействие с металлами на примере магния, цинка, железа. Используя небольшое количество металлической стружки и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с металлами с выделением ______________. Запишите уравнения реакций.
2.2 Взаимодействие с оксидами металлов на примере оксида кальция, оксида алюминия.
Используя небольшое количество оксидов металлов и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с оксидами металлов с образованием ______ и _____.
2.3 Взаимодействие с щелочью на примере гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина.
К небольшому количеству раствора щелочи прилейте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Прилейте, небольшими порциями, раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в ионном виде.
2.4. Взаимодействие с нерастворимым основанием на примере гидроксидов меди и алюминия.
Используя выданные растворы солей меди и алюминия и раствор щелочи, получите небольшое количество нерастворимого гидроксида. К полученным осадкам прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций
2.5 Взаимодействие с солями более слабых кислот на примере карбоната натрия, карбоната меди
Используя выданный раствор карбоната натрия и порошок карбоната меди, убедитесь, что соляная кислота, как сильный электролит, способна вытеснять слабые кислоты из их солей. Запишите уравнения реакций.
Запишите вывод к практической работе.
Практическая работа №5
«Получение аммиака и изучение его свойств»
Цель работы: Научиться получать аммиак и изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.
Ход работы:
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.
В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальция Ca(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?
Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.
Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?
Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?
Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.
Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?
Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами.
В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?
Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?
Сделайте вывод, как распознать соли аммония.
Запишите вывод к практической работе.
Практическая работа №6
«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»
Цель работы: Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов, а также научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.
Ход работы:
Опыт 1.Получение и изучение свойств углекислого газа.
1.1. Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.
Что вы наблюдаете?
1.2. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?
Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?
1.3. Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Распознавание карбонатов.
В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.
Вещество Реактив | NaCl | Na2SO4 | Na2CO3 |
HCl | | | |
BaCl2 | | | |
AgNO3 | | | |
№ пробирки: | | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа № 7
«Решение экспериментальных задач по теме
Металлы и их соединения»
Цель работы: изучить свойства металлов и их соединений.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.
Ход работы:
Задание 1. Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения
FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 → Fe(CNS)3
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
| | |
| | |
| | |
Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
| | |
| | |
| | |
Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4, NaBr,. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.
Вещество Реактив | Na3PO4 | FeCl3 | ZnSO4 | NaBr |
NaOH | | | | |
AgNO3 | | | | |
№ пробирки: | | | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента
-
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.