СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные опыты по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является сборником лабораторных работ

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные опыты по химии»


1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (ТАБЛИЦЫ) ЭЛЕМЕНТОВ

Заготовьте 20 карточек размером 6*10см для элементов с порядковыми номерами с 1-го по 20-й в Периодической системе Д.И. Менделеева. На каждую карточку запишите следующие сведения об элементе:

- химический символ;

- название;

- значение относительной атомной массы;

- формулу высшего оксида (в скобках укажите характер оксида – основный, кислотный или амфотерный);

- формулу высшего гидроксида (для гидроксидов металлов также укажите в скобках характер – основный или амфотерный);

- формулу летучего водородного соединения (для неметаллов).

Расположите карточки по возрастанию значений относительных атомных масс.

Расположите сходные элементы начиная с 3-го по 18-й друг друг под другом. Водород и калий над литием и под натрием соответственно, кальций под магнием, а гелий – над неоном. Сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.

Поменяйте в полученном ряду местами аргон и калий. Объясните почему.

Еще раз сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.


2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ ВЕЩЕСТВА И ОПИСАНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

Выданные вами учителем вещества (например: хлорид натрия, сахар, железо, сера, медь, сода, медный купорос, графит, нафталин, кремнезем) разделите на четыре группы в соответствии с типом кристаллической решетки.

Опишите общие свойства веществ каждой группы.

Укажите тип химической связи для каждого из веществ.


3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ ПОЛИМЕРОВ: ПЛАСТМАСС И ВОЛОКОН И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ

Выданные вам образцы пластмасс (например: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, фенолоформальдегидные пластмассы) распределите на две группы – термопластичные и термореактивные.

Опишите свойства одного представителя каждой группы.

Выданные вам образцы волокон (например: ацетатное, вискозное, капроновое, хлопок, шерстяное, найлон, шелковое, льняное, лавсан) распределите на две группы – натуральные и химические.

Предложите классификацию для представителей каждой группы.

Опишите свойства одного представителя каждого типа волокон.


4. ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ. УСТРАНЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ

В пробирку налейте 3-4мл выданной вам жесткой воды, а затем добавьте 1мл раствора мыла. Встряхните пробирку. Что наблюдаете? Продолжайте приливать раствор мыла порциями, встряхивая каждый раз содержимое пробирки, до тех пор, пока в ней не появится устойчивая пена.

Объясните результат опыта.

Запишите уравнение реакции.

В пробирку налейте 1-2мл жесткой воды и вскипятите ее. Что наблюдаете? Сделайте вывод о типе жесткости воды, если на поверхности содержимого не появился белый налет. В этом случае добавьте в пробирку 1-2мл раствора карбоната натрия. Что наблюдаете?

Напишите уравнение реакции.


5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИНЕРАЛЬНЫМИ ВОДАМИ

Ознакомьтесь с этикетками на бутылках с минеральной водой («Нарзан», «Ессентуки», «Боржоми», а также природной минеральной водой вашего региона). Какие ионы входят в состав этих вод? Как их обнаружить?

Для распознавания ионов кальция используйте, как в случае с опытом устранения постоянной жесткости воды, раствор соды. Для обнаружения карбонат-ионов в новую порцию минеральной воды добавьте раствор кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

Внимательной прочитайте рекомендации по использованию минеральной воды и отнесите ее к соответствующему типу: столовая, лечебная, лечебно-столовая.


6. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДИСПЕРСНЫМИ СИСТЕМАМИ

Приготовьте небольшую коллекцию образцов дисперсных систем из имеющихся дома суспензий, эмульсий, паст и гелей. Каждый образец снабдите фабричной этикеткой.

Поменяйтесь с соседом коллекциями и затем распределите образцы коллекции в соответствии с классификацией дисперсных систем.

Ознакомьтесь со сроками годности пищевых, медицинских и косметических гелей. Каким свойством гелей определяется срок их годности?


7. РЕАКЦИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ МЕДИ ЖЕЛЕЗОМ В РАСТВОРЕ МЕДНОГО КУПОРОСА

Налейте в пробирку 2-3мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. Что наблюдаете?

Запишите уравнения реакции.

К какому типу химических реакций по изученным признакам классификации она относится?


8. РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ ОСАДКА, ГАЗА ИЛИ ВОДЫ

В две пробирки прилейте по 1-2мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую – раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

В две пробирки прилейте по 2мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую – 1-2мл раствора соляной кислоты, а в другую – 1-2мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

К 1-2мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

В две пробирки прилейте по 1мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

К 1мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5-10 капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Напишите уравнение реакций в молекулярной и ионной формах.


9. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА РАЗЛОЖЕНИЕМ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА С ПОМОЩЬЮ ОКСИДА МАРГАНЦА (V) И КАТАЛАЗЫ СЫРОГО КАРТОФЕЛЯ

Налейте в две пробирки по 2-3мл раствора пероксида водорода. Добавьте в первую пробирку (на кончике шпателя) оксид марганца (IV). Что наблюдаете? Во вторую пробирку с пероксидом водорода поместите кусочек сырого картофеля. Что наблюдаете?

Составьте уравнение проведенной реакции.

К какому типу химических реакций по изученным признакам классификации она относится?


10. ПОЛУЧЕНИЕ ВОДОРОДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ КИСЛОТ С ЦИНКОМ

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну пробирку с цинком налейте 1мл соляной кислоты, а в другую – столько же уксусной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


11. РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ

В три пробирки прилейте по 1-2мл растворов: в первую – карбоната натрия, во вторую – хлорида цинка, в третью – нитрата калий. Испытайте действие растворов на универсальную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Объясните результаты наблюдений и запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


12. ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ ИНДИКАТОРАМИ

В пять пробирок налейте по 1-2мл растворов: в первую – гидроксида натрия, во вторую – серной кислоты, в третью – карбоната калия, в четвертую – хлорида алюминия, в пятую – сульфата натрия. Испытайте действие растворов на универсальную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Объясните результаты наблюдений и запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


13. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И РАСТВОРА УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ С МЕТАЛЛАМИ

В две пробирки налейте по 1-2мл соляной кислоты и поместите в первую пробирку гранулу цинка, а во вторую пробирку – кусочек медной проволоки (пластины). Что наблюдаете?

В две пробирки налейте по 1-2мл раствора уксусной кислоты и поместите в первую пробирку гранулу цинка, а во вторую пробирку – кусочек медной проволоки (пластины). Что наблюдаете?

Сформулируйте вывод о взаимодействии неорганических и органических кислот с металлами.

Напишите уравнения возможных реакций в молекулярной и ионной формах.

14. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И РАСТВОРА УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ С ОСНОВАНИЯМИ

В две пробирки налейте по 1-2мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. В первую пробирку прилейте 1-2мл соляной кислоты, а во вторую – столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


15. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И РАСТВОРА УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ С СОЛЯМИ

В две пробирки налейте по 1-2мл раствора карбоната калия. В первую пробирку прилейте 1-2мл соляной кислоты, а во вторую – столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

В две пробирки налейте по 1-2мл раствора силиката калия. В первую пробирку прилейте 1-2мл соляной кислоты, а во вторую – столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


16. ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ

В две пробирки налейте по 1-2мл растворов сульфата меди (II). Добавьте в каждую из пробирок 1-2мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Сформулируйте вывод о способе получения нерастворимых оснований.

Добавьте в одну из пробирок с полученным нерастворимым основанием 1-2мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Оставшуюся пробирку с нерастворимым основанием укрепите в пробиркодержателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Напишите уравнение проведенной реакции. Дайте характеристику реакции по всем изученным признакам классификации химических реакций.


17. ГИДРОЛИЗ ХЛОРИДОВ И АЦЕТАТОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

В две пробирки налейте по 1-2мл растворов: в первую – хлорида калия, а во вторую – ацетата калия. Испытайте действие растворов на универсальную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Объясните результаты наблюдений и запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


18. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ МЕТАЛЛОВ

Опишите физические свойства выданных металлов (например: алюминия, меди, цинка, свинца, олова и др.), используя план:

1. Агрегатное состояние при комнатной температуре

2. Цвет

3. Блеск

4. Пластичность

5. Тепло- и электропроводность

6. Твердость по относительной шкале твердости (см. справочник)

7. Плотность (см. справочник)

8. Температуры плавления и кипения (см. справочник)

Сформулируйте вывод, в котором перечислите общие физические свойства металлов.


19. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ НЕМЕТАЛЛОВ

Опишите физические свойства выданных неметаллов (например: красный фосфор, кислород, сера, водород, графит и др.), используя план, предложенный в опыте 18.


20. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ КИСЛОТ

Распределите выданные вам в закрытых пробками пробирках образцы кислот (бензойная кислота, соляная кислота, лимонная кислота, серная кислота, аминопропановая кислота, уксусная кислота, азотная кислота и др.) на две группы: органические и неорганические.

Дайте полную характеристику одного из предложенных веществ по всем изученным признакам классификации кислот.


21. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ ОСНОВАНИЙ

Распределите выданные вам в закрытых пробками пробирках оснований (например: гидроксид натрия, гидроксид железа (III), гидроксид меди (II), гидроксид кальция и др.) на две группы: растворимые и нерастворимые.

Дайте полную характеристику одному из предложенных веществ по всем изученным признакам классификации оснований.


22. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ МИНЕРАЛОВ, СОДЕРЖАЩИЙ СОЛИ

Рассмотрите выданные образцы минералов (например: мел, мрамор, фосфориты, апатиты, галит, сильвинит и др.). Заполните таблицу.


Название минерала, основные месторождения

Формула и название основной составной части

Внешний вид

Применение










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!