Эволюционное учение Чарльза Дарвина
1). К чему сводятся основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина?
[Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина сводятся к следующему:
а). Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.
б). Главные движущие силы эволюции – это борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора даёт наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.
в). Эволюция органического мира шла преимущественно по пути усложнения организации живых существ.
г). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора.
д). Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения.
е). Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.
ж). Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.]
2). В чём заключается значение эволюционной теории Чарльза Дарвина?
[Значение эволюционной теории Чарльза Дарвина заключается в следующем:
а). Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
б). Объяснены причины целесообразности органических форм.
в). Открыт закон естественного отбора.
г). Выяснена сущность искусственного отбора.
д). Определены движущие силы эволюции.]
3). Дайте определение термину "борьба за существование".
[Борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями внешней среды в биогеоценозах.]
4). Какие существуют формы борьбы за существование?
[Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.]
5). Дайте определение понятию "естественный отбор".
[Естественный отбор – процесс избирательного воспроизведения организмов, происходящий в природе, в результате которого в популяции возрастает доля особей с полезными для вида признаками и свойствами в конкретных условиях среды.]
6). Что служит материалом для естественного отбора?
[Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях), которые, в свою очередь, могут быть полезными, вредными и безразличными для вида.]
7). Какие формы естественного отбора существуют?
[Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.]
8). Дайте определение понятию "изменчивость".
[Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки под действием внешней и внутренней среды, отличающее их от других организмов того же вида.]
9). Назовите типы изменчивости.
[Типы изменчивости:
а). Модификационная, то есть определённая, групповая, ненаследственная, фенотипическая.
б). Мутационная, то есть неопределённая, индивидуальная, наследственная, генотипическая.
в). Соотносительная, коррелятивная.]
Дайте определение понятию "наследственность".
[Наследственность – это свойство живых организмов сохранять и передавать потомству особенности своего строения, функций и развития. Благодаря наследственности из поколения в поколение сохраняются признаки вида, сорта, породы, штамма. Связь между поколениями осуществляется при размножении.]
10). Дайте определение понятию "эволюция".
[Эволюция – это процесс исторического развития живых организмов во времени при переходе их от низших форм к высшим.]
11). Дайте определение понятию "искусственный отбор".
[Искусственный отбор – процесс выбора человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений путём их систематического отбора и размножения с целью получения от них потомства с желаемыми для него свойствами.]
12). Что является движущей силой при искусственном отборе?
[Движущей силой при искусственном отборе является сам человек, используя для своих целей наследственную изменчивость селекционного материала.]
13). Какие существуют формы искусственного отбора?
[Формы искусственного отбора:
а). Бессознательный или стихийный (это такая форма отбора, при которой человек для размножения оставлял лучших особей, не задумываясь о конечных результатах).
б). Сознательный или методический (это такая форма отбора, при которой человек ставит цель по улучшению определённого признака или свойства у особей). При этом сознательный или методический тип отбора, в свою очередь, подразделяются на массовый (отбор по фенотипу) и индивидуальный (отбор родительских пар и оценка их потомства).]
14). Дайте определение понятиям "порода", "сорт" и "штамм".
[Порода, сорт и штамм – это популяция организмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определённым генофондом, наследственно закреплёнными морфологическими и физиологическими признаками, определённым уровнем продуктивности и нормой реакции.]
15). Какие свойства живых организмов лежат в основе создания сортов и пород?
[В основе работы по выведению нового сорта растений или породы животных лежат: мутации, наследственная изменчивость признаков у организмов, отбор человеком таких изменений.]
16). Дайте определение понятию "мутация".
[Мутация – это спонтанное изменение генетического материала, возникающее как неадекватный ответ организма на внешнее воздействие и передающееся по наследству.]
17). Дайте определение понятию "генотип".
[Генотип – это набор генов организма, знающий особенности его развития.]
18). Дайте определение понятию "фенотип".
[Фенотип – это комплекс свойств и признаков организма, то есть результат реализации его генетической программы в конкретных условиях жизни.
19). Дайте определение понятию "генофонд".
[Генофонд – это совокупность всех генотипов популяции.]
20). Дайте определение понятию "норма реакции".
[Норма реакции – это предел изменчивости определённого признака организма в зависимости от окружающих воздействий на него.]
21). Дайте определение понятию "селекция".
[Селекция – это наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов, соответствующих потребностям человека и уровню производительных сил общества.]
22). Дайте определение понятию "популяция".
[Популяцией называют естественную совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, разного возраста и пола, занимающую определённую обособленную часть ареала и характеризующуюся наибольшим числом связей между ними.]
23). Дайте определение понятию "вид".
[Вид – это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни и занимающих в природе определённый ареал.]
Почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой?
Сходство между этими двумя процессами состоит в том, что основой того и другого служит наследственная изменчивость: она доставляет наследственные изменения признаков – материал для отбора. В результате действия естественного и искусственного отбора получаются новые формы: при естественном отборе – виды, а при искусственном – породы, сорта и штаммы.
При естественном отборе отбирающим фактором являются условия окружающей среды, при которых отбираются отбором любые жизненно важные признаки. В силу этого естественный отбор действует только на пользу организма и вида в целом, к которому он принадлежит. Благодаря естественному отбору любая популяция обладает известным уровнем приспособленности к условиям окружающей среды, что позволяет составляющим эту популяцию организмам выдерживать борьбу за существование. Только благодаря естественному отбору появляются новые приспособления. В создании новых приспособлений, в эволюционной перестройке организмов, в преобразовании популяций, приводящим к видообразованию, выражается творческая роль естественного отбора, определяющая прогрессивную эволюцию.
При искусственном отборе человек отбирает виды по замеченным признакам и направляет действие отбора в полезную для себя сторону. При этом отбираемые признаки могут оказаться даже вредными для самого организма. Например, лучшие породы свиней или молочного скота совершенно не могли бы существовать в природе без заботы о них человека.
В результате естественного отбора появляются виды, приспособленные к жизни в определённых условиях окружающей среды. В результате искусственного отбора создаются человеком породы домашних животных и сорта культурных растений, приспособленные им к своим потребностям и намеченным целям.
Естественный отбор происходит в течение всей истории органического мира: он более ранний и длительный. Искусственный отбор проводится человеком с того времени, при котором он стал заниматься земледелием и приручением животных.
Чарльз Дарвин указал, что под влиянием деятельности человека естественный отбор с течением времени переходил в искусственный методический через бессознательный отбор. Но и при методическом отборе проявляется действие естественного отбора: человек предпочитает здоровых и сильных особей, а слабые же чаще погибают сами. Естественный и искусственный отбор органически связаны.
Различие между естественным и искусственным отбором
1). Искусственный отбор, являясь направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникновении многообразия органического мира.
2). В результате естественного отбора возникают новые виды, а в результате искусственного – сорта, породы и штаммы.
3). Критерий естественного отбора – приспосабливаемость вида. Критерием искусственного отбора является полезность признака для человека.
4). Естественный отбор происходит на Земле с момента появления жизни. Искусственный отбор возник с момента появления домашних животных и земледелия.
5). Искусственный отбор производится в гораздо более короткие сроки и часто приводит к появлению совершенно новых растений и животных, возникновение которых в естественных условиях невозможно. При смене условий среды имеющиеся приспособления у растений и животных могут оказаться для них бесполезными и даже вредными.
Практическая работа по теме: "Движущие силы эволюции".
Цель: 1). Научиться отличать действие естественного и искусственного отбора на наглядном примере;сравнивать разные формы естественного отбора;понять механизмы эволюции.
Задание 1.
Установите соответствие между следующими процессами и видами отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".
Характеристика отбора | Естественный | Искусственный |
Результатом отбора является выживание только наиболее приспособленных к данным условиям особей | | |
В качестве факторов отбора выступают условия внешней среды | | |
Отбор действует достаточно медленно | | |
Основным фактором отбора является человек | | |
Отбор действует очень быстро | | |
Задание 2.
Установите соответствие между следующими процессами и формами естественного отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".
Характеристика отбора | Движущий | Стабилизирующий |
Происходит при постепенном и не резком изменении условий среды | | |
Выживание уклоняющихся форм на фоне гибели материнских | | |
Изменение нормы реакции вида | | |
Происходит в относительно постоянных условиях среды | | |
Гибель уклоняющихся форм | | |
Сохранение нормы реакции вида | | |
Не влияет на эволюционный процесс | | |
Оказывает влияние на эволюционный процесс | | |
Вывод по практической работе
Творческая роль естественного отбора:
1). Естественный отбор является главнейшей движущей силой эволюции.
2). Естественный отбор не только отметает негодное, но и является уничтожающим фактором.
3). Естественный отбор на основе закономерностей наследственности и изменчивости приводит к созданию совершенно новых форм (видов), не существовавших ранее.
Творческая роль искусственного отбора:
1). Искусственный отбор ведёт к изменению органа или признака интересующего человека.
2). Искусственный отбор ведёт к расхождению признаков: члены породы (сорта) всё более становятся непохожими на их дикий вид.
3). Искусственный отбор и наследственная изменчивость – главные движущие силы в формировании пород и сортов.
Вместе с тем не следует и противопоставлять искусственный отбор естественному, так как последний очень часто подправляет творческую деятельность человека. Как бы человек ни заботился о сортах и породах, многие из них всё же подвергаются воздействию абиотических и биотических факторов среды, что в конечном итоге повышает их жизнеспособность.
Проще говоря, искусственный отбор – дело рук человека, а естественный производит сама природа. При искусственном отборе выбираются и закрепляются признаки, нужные человеку, но не всегда полезные самому животному или растению в природных условиях. При естественном отборе выбираются средой признаки и свойства, помогающие виду выжить и давать здоровое потомство, приспособленное к природным условиям.
Тест
Задание: Выберите правильные варианты ответов.
1). Какие существуют формы естественного отбора:
а). Наследственность, борьба за существование;
б). Изменчивость, искусственный отбор;
в). Движущий отбор, стабилизирующий отбор?
2). В каких условиях среды действует стабилизирующий отбор:
а). Когда среда изменяется;
б). Действует в постоянных условиях среды;
в). Другие формы?
3). Какую роль играет в эволюции естественный отбор:
а). Творческую; б). Случайную; в). Наследственную?
4). Движущей силой эволюции, увеличивающей генетическое разнообразие, является:
а). Модификационная изменчивость;
б). Мутационная изменчивость;
в). Искусственный отбор?
5). Учёный, разработавший учение стабилизирующей формы отбора, – это:
а). Ч.Р. Дарвин; б). С.С. Четвериков; в). И.И. Шмальгаузен?
6). Действие естественного отбора приводит к:
а). Мутационной изменчивости;
б). Сохранению полезных для человека признаков;
в). Случайному скрещиванию;
г). Возникновению новых видов?