СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Легендарный танк Великой Отечественной войны – Т-34"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Легендарный танк Великой Отечественной войны – Т-34"»

Овчаренко Роман Викторович


«ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТАНК Т-34»


Вступление

Т-34 был советским средним танком, наиболее прославившимся на полях Второй мировой войны. В разработке эта легендарная машина была с 1937 по 1939 год, а уже с 1940 года вовсю выпускалась серийно. Танк постоянно модернизировался, и за период серийного выпуска (в общей сложности с 1939 по 1948 год, и это только в Советском союзе) оборонные заводы страны произвели множество модификаций этой машины.


СЛАЙД № 1

Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году, в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года руководству стало очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт. Одной из причин такого решения было несоответствие проекта чертежам танка.


СЛАЙД № 2

В декабре 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе нашёл и направил с Ленинградского опытного завода на Харьковский завод талантливого конструктора-самородка Михаила Ильича Кошкина. М. И. Кошкин — выпускник Ленинградского политехнического института (ЛПИ) — пришёл в танковую промышленность в 1934 году.


СЛАЙД № 3

Танковое КБ состояло из молодых конструкторов с определённым опытом работы по танкам Т-12, Т-24 и БТ. Самостоятельно танковое КБ разрабатывало только опытный танк Т-24.

Во второй половине 1937 года, менее чем за год, под руководством М. И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко и других конструкторов была успешно завершена модернизация танка БТ-7М с установкой в нём дизельного двигателя В-2.


СЛАЙД № 4

В сентябре 1937 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) выдало заводу № 183 тактико-техническое задание на разработку нового манёвренного колёсно-гусеничного танка. К этому времени работы в танковом КБ по БТ-7М были в основном завершены, и конструкторский коллектив был готов к выполнению очередного сложного и почётного задания.

В составе КБ-24 в начале работало 11 человек, затем по ходу работ штат был увеличен до 24 человек. С самого начала М. И. Кошкин исходил из того, что двигатель для нового танка должен быть дизельным. Разработку проекта начали немедленно. В КБ-24 работали, не считаясь со временем; царил дух творческого коллективизма в решении поставленных задач.

М. И. Кошкин заложил традицию изготовления опытных образцов машин в условиях, соответствующих их серийному производству, — по тем же чертежам, теми же кадрами, по той же технологии, тем же инструментом, с той же оснасткой, из тех же материалов. Впервые были внедрены стендовые испытания узлов танка.

Большое значение имели принципы, которыми руководствовался М. И. Кошкин: «Самая многообещающая впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если её воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а — на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм».


СЛАЙД № 5

С 1931 года в СССР получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных быстроходных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского инженера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров.

К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться БТ-7 с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях.


СЛАЙД № 6

В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 (водитель-испытатель Н. Ф. Носик) на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение об увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). «Броня толста, как шматок украинского сала», — шутили конструкторы.


СЛАЙД № 7

Февраль-март 1940 года. Два опытных Т-34 проходили испытания под Харьковом. Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества. Боевой вес 26,6, т.; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15- 10). Удельная мощность 18,79 л. с. на тонну веса.


СЛАЙД № 8

17 марта 1940 года в Кремле, на Ивановской площади, танки Т-34, а также танки других заводов были продемонстрированы членам правительства. Заводские механики-водители — Н. Носик и В. Дюкалов по просьбе И. В. Сталина проехали по площади. Осмотрев танки, И. В. Сталин одобрил машины, назвав танк Т-34 «первой ласточкой».


СЛАЙД № 9

26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался от тромбоза. Хоронил его весь завод.

В октябре 1940 года главным конструктором танкового КБ был назначен А. А. Морозов, ученик и соратник М. И. Кошкина.


СЛАЙД № 10

Уже с самого начала работы было ясно, что проект будет очень успешным. В Т-34 должен был использоваться новейший на тот момент дизельный мотор B-2. С таким двигателем имеющий тяжелую броню Т-34 ничем не уступал значительно более легкому танку БТ в плане скорости, зато был на порядок лучше защищен.

Впервые за все время танкостроения на Т-34, который по принятой классификации относился к средним танкам, была смонтирована 76-мм пушка, которая имела превосходство перед всеми танковыми орудиями, применявшимися на тот момент в мире.

Начиная с 1941 года на Т-34 стали устанавливать еще более мощное головное орудие. Возможность глубокой модификации была характерным отличием этой машины. Можно было модернизировать отдельные элементы танка, тем самым повышая его боевые характеристики, но не меняя всю конструкцию целиком.


СЛАЙД № 11

Стоимость одного танка T-34 была в сорок раз ниже одного немецкого танка «Тигр». Кроме того, «тридцатьчетвёрки» превосходили немецкие машины в ремонтопригодности (многие поломки экипаж мог устранить в полевых условиях без буксировки в тыл), для работы использовали недорогой танковый дизель в-2-34 (поздние немецкие танки Второй мировой войны требовали для своей работы уже бензин), а их производство на заводе могло быть налажено мгновенно.



СЛАЙД № 12

Выпуск танков T-34 развернулся в годы Великой Отечественной войны на заводах Сибири и Урала, где производились все новые модификации этой чудо-машины. Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). 

Т-34 оказал решающее влияние на принципы танкостроения во всем мире. Командование рейха не ожидало столкнуться со столь совершенной военной техникой и было шокировано характеристиками, которые демонстрировал советский танк на поле боя.

Благодаря грамотно расположенным углам рикошетирования на башне, толстой лобовой броне, мощному двигателю, позволяющему быстро менять позицию для атаки, Т-34 уверенно доминировал на театре военных действий и крайне результативно «выносил» машины противника.


СЛАЙД № 13

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа. Боевая масса выросла до 32 т, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.


СЛАЙД № 14

Т-34 обладал одной интересной конструктивной особенностью: люк для мехвода у этой машины находился впереди, тогда как у подавляющего большинства танков того времени он располагался наверху. Изначально, бойцам очень не нравилось это, и люк был даже прозван «дырка на лбу». Но именно благодаря такой проектировке покинуть горящий Т-34 было в разы проще, чем любой другой танк Второй мировой, и эта «дырка» спасла жизни многим танкистам.


СЛАЙД № 15

Т-34 еще и самая долгоживущая модель танка из произведенных в мире. Ведь до сих пор некоторые модификации «тридцатьчетверки» находятся на вооружении ряда стран и успешно выполняют поставленные боевые задачи. Пожалуй, второго такого танка-ветерана не сыскать среди боевых машин всего мира. Вот уже восьмой десяток лет Т-34 служит образцом для конструкторов танков всего мира как олицетворение надежности, боевой эффективности и целесообразной простоты в лучшем смысле этого слова. «Сложное и дурак придумает», — как любил повторять «отец» Т-34 Михаил Ильич Кошкин. Поэтому «тридцатьчетверку» любят и ценят знатоки танкостроения во всем мире. Т-34 — оружие Победы!


СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!