СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Легко ли быть белою вороной?» 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Легко ли быть белою вороной?» 7 класс»

«Легко ли быть белою вороной?»,7 класс

Цель: формирование толерантности, дружбы и дружелюбия, уважения к индивидуальности, внимания к окружающим как нравственных ценностных установок.


Оборудование

  • кадр из фильма «Стиляги»

  • стикеры разных цветов

  • кадр из фильма «Чучело»

  • видеоролик «Клин гусей»


Ход мероприятия

Сегодняшний разговор я хочу начать с демонстрации отрывка из фильма «Стиляги» и прошу вас обратить внимание на цветовую гамму этого сюжета.


демонстрация отрывка «Стиляги» - «Скованные одной цепью»


Вопрос:

1. В какие цвета окрашен этот сюжет?

2. Почему главный герой подвергся осуждению?


Он не такой как все, он отличается от других.


Вопрос:

1. Как в народе называют людей не похожих на всех? (белая ворона)


Выражение «белая ворона» имеет свою историю возникновения. Вы, вероятно, видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, коров, оленей. В Северной Америке водятся белые белки. Труднее представить себе молочного цвета жабу с красными глазами… Есть, однако, и такие. Чем же вызвана несвойственная перечисленным животным окраска, и как это явление называется? Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами (от латинского слова «альбус» - белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но чрезвычайно редко.

Именно это обстоятельство позволило римскому поэту-сатирику Ювеналу (I-II вв. н.э.) использовать такое сравнение: «Раб может выйти в цари, пленник – дождаться триумфа. Только удачник такой, редкостней, белой вороны…». С тех пор выражение «белая ворона» стало популярным.

Среди людей не так уж много белых ворон. Ими могут восхищаться, а могут их вообще не воспринимать, считать «не от мира сего». Их часто ставят в неловкое положение, а порой просто гонят из «стаи». Попробуем ответить на вопрос: легко ли быть белой вороной?


1 упражнение

Проведем небольшой эксперимент: я прикреплю вам на спину карточки разных цветов. После того, как я это сделаю вам предстоит объединиться в группы. Только одно условие разговаривать при этом нельзя.


Ведущий прикрепляет стикеры на спины учащихся. Одному участнику тренинга досталась карточка белого цвета, предложенная в единственном экземпляре (обязательно это должен быть учащийся не подходящий к категории белая ворона). Этот участник остался один. Остальные дети распределяются по группам.


Вопрос:

1. Что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один?

2. Что вы почувствовали по отношению к одинокому участнику? Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?


Мне бы хотелось, что бы вы запомнили то состояние, которое испытывает человек, оказавшись один и то чувство, которое возникло у вас в отношении этого человека.

Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».

Вопрос:

1. Почему, по какой причине люди не принимают, не понимают «белых ворон»? (высказывание детей)

  • Внешний вид

  • Социальное положение

  • Особенности характера

  • Особенности темперамента

  • Привычки

  • Воспитание

  • Национальность


В обществе немало людей, выделяющихся из общей массы. Кого-то отличает нестандартная внешность, кто-то выделяется оригинальным стилем в одежде, другие обращают на себя внимание не совсем привычной манерой общения или поведения. Некоторые наделены необычным талантом, уникальными способностями. Всё больше в российском обществе представителей других рас и этносов, которых отличает цвет кожи, разрез глаз, самобытная культура, обычаи и традиции. Обращают на себя внимание люди с ограниченными физическими возможностями. В школах считают выскочками отличников. Вызывают непонимание, а некоторых и раздражают, представители различных молодежных субкультур (эмо, готы и др.), люди непривычных политических, идеологических, религиозных убеждений. Все, это выделяет нас из массы людей. Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.


2 упражнение.

Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:


Запись на доске:

людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его. (Красота мира людей – в его разнообразии)

ты, завоюешь, познай, мир, и, себя. (Познай себя и ты завоюешь мир)


Если бы сейчас я спросила у любого из присутствующих здесь, что нам нужно для счастья, уверена, что желания многих я бы угадала. Все мы хотим, чтобы нас любили. Нам плохо без любви. Холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищёнными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы наконец нас заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость.

Мы, взрослые, часто считаем, что детство – самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы впервые сталкиваетесь с непониманием, равнодушием, болью.


Известный российский режиссер Р. Быков 1982 году снял фильм «Чучело» по одноименной книге В. Железникова.

Действие происходит в одном старинном провинциальном городке. К дедушке, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же ее увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: "Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка".

Конечно же, ребятам она не понравилась, и они ее прозвали "Чучело". Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.

На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим ребята сорвали урок, сбежав в кино. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна, ей рассказал Димка Сомов!

А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, "предателя".

Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем все образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. И как сказала одна из героинь – Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль – "Бойкот предателю!"» И ребята сдержали слово, они объединились в бойкоте против Лены Бессольцевой. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.

А теперь внимание на экран.


демонстрация сцена сожжения платья главной героини в фильме "Чучело", просмотр эпизода


Вопрос:

1. Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма?

2. Что испытывали при этом ее одноклассники?

3. Можете ли вы их назвать дружным классом, хорошим коллективом? Почему?


Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова "Чучело".

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил.

Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: "Чучело, прости нас"».


Вопрос:

1. Как вы думаете, повторится ли подобная история в этом классе вновь?

2. Что сделала Лена Бессолыцева для своих одноклассников? (она преподала им уроки благородства, мужества, честности).


Попробуем все-таки ответить на вопрос: легко ли быть белой вороной?


3 упражнение

Перед вами две группы утверждений:

  • «Трудно быть белой вороной»

  • «Нужно быть белой вороной».


Ребят, я вам предлагаю разделиться на 2 группы. Справа от меня садятся те, кто считает, что трудно быть белой вороной, а слева те, кто считает, что нужно быть белой вороной. Приведите несколько аргументов для каждого из утверждений, постарайтесь быть оригинальными.


Учащиеся разбиваются на две группы. В течение нескольких минут предлагают и обсуждают самые веские аргументы для доказательства утверждений, а затем отстаивают свою точку зрения. Дискуссию можно провести в форме спора-диалога).


демонстрация видео под красивую музыку


Сейчас мы опять вернемся в мир природы. Летя клином, гуси способны преодолеть расстояние в 1,7 раза больше, чем поодиночке, т. к. уменьшается сопротивление воздуха и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал, он отправляется в конец стаи, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил. Вы слышали, как кричат гуси когда клин медленно плывет к горизонту? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут подбадривать также, когда они окажутся на его месте.

Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность, забота, верность.

Да, невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы, интересы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.

Итог.

- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд № 3)
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Советы

  1. Помни! В каждом человеке есть хорошее. (Человек, который не находит никаких хороших качеств у других людей, просто ленится их искать. Н. Энкельман)

  2. Чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место.

  3. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир.

  4. Дари людям радость.

  5. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.


олерантная личность. Я:
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Толерантная семья. В моей семье:
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие;
- уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
- окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Толерантный город. В моём городе:
- прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
- улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
- река и воздух чистые, природа здоровая.
- Толерантная школа:
- школа просторная, светлая;
- учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
- учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»
- В моей России
- власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
- все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
- страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Да, белые вороны – явление редкое. Но представьте себе, что вдруг белая ворона посереет и станет как все… Да, ее перестанут третировать, но как скучен будет мир без нее.

А закончить нашу встречу мне хотелось бы словами великого английского поэта В. Шекспира: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».