СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легоконструирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с оборудованием "Лего"

Просмотр содержимого документа
«Легоконструирование»

В начале 2018-19 учебного года наша школа получила комплект наборов ЛЕГО. Все комплекты полностью соответствуют индивидуальным возможностям каждого учащегося и способствуют успешному обучению. Кроме того, наборы позволяют постигать взаимосвязь между различными областями знаний. В школе в рамках дополнительного образования начал работать кружок научно-технического направления «ЛЕГО-конструирование» для учащихся 1-2 классов (руководитель Гражданкина О.М.) и «Первороботы» для 3-4 классов (руководитель Липатникова А.В., Филиппова К.А.) по 1 часу в неделю для каждого класса. Гражданкина и Липатникова прошли курсы подготовки при КИПК по работе с ЛЕГО конструктором.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Была составлена программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование», которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Материал по курсу «ЛЕГО - конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов ЛЕГО, позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия.

Из практики работы кружка в течение года можно сделать выводы, что применение конструкторов позволяет повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также позволяет школьникам младшего возраста в форме познавательной игры узнать многие важные идеи, развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки, строить новые знания на привычном фундаменте.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями,

воспитывается аккуратность, усидчивость, бережливость, умение взаимодействовать при работе над совместными проектами в больших (5–6 человек) и малых (2–3 человека) группах, эффективно распределять обязанности. Это подтверждается успешным выполнением четрероклассниками краевого группового проекта. Ребята учатся выражать свой замысел, излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, знакомятся с основными принципами механики.

Для решения одной из очень важных задач начальной школы - развития речи – ЛЕГО даёт возможность создать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него есть возможность говорить не о чём-то абстрактном - это ребенку трудно - а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды. ЛЕГО – именно такой материал. Он действительно универсален: из ЛЕГО можно и строить города, и создать театральную сцену - и на сцене каждому можно играть свою роль. При этом всё, что ребёнок строит, создает, конструирует, может быть им же и описано - как в виде текста, который он потом напишет в тетради или на компьютере, так и в виде его собственной звучащей речи.

Учитывая, что ведущей деятельностью ребёнка младшего школьного возраста остаётся игра, то на каждом занятии используются игровые моменты и много наглядного материала. Введением в тему занятия обязательно является беседа, рассказ учителя и детей, стихи, загадки, демонстрация мультфильмов, презентаций, картинок, что очень нравится детям.

На занятиях применяются личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение и дидактические игры, а также следующие формы обучения конструированию:

- конструирование по образцу (подражательная деятельность, применяется на первых занятиях);

-  конструирование по модели (для активизации мышления, предлагается задача, а способ её решения не даётся);

- конструирование по условиям (определяются только условия постройки, образец не даётся, такие задачи носят проблемный характер, способов решения не предлагаю);

- конструирование по наглядным схемам (развивается умение «читать» схемы);

- конструирование по замыслу (развитие творчества и самостоятельности);

- конструирование по теме (предлагается тематика конструкций, а дети сами создают постройки, используется для актуализации знаний и навыков).

Ребята с удовольствием работают над проектами, например, мы работали над следующими проектами: «Село, в котором я живу», «Животные», «Зоопарк», «Транспорт», «ЛЕГО и сказки», «Военная техника», «ЛЕГО и театр» др.

На занятиях кружка ребята чувствуют себя комфортно, с удовольствием работают в команде, рассказывают истории, формулируют свои идеи и играют в ролевые игры. По окончании занятия дети обязательно рассказывают о своей постройке (название, для чего, что с ней можно делать и т. п.), обсуждают конструкции других ребят, дают советы, устраивают выставку работ, получают удовольствие от достигнутого результата (собранной модели и игры с ней).

Каждое занятия кружка неповторимо, ребята ждут и с удовольствием посещают занятия «ЛЕГО-конструирования».

Наблюдая за школьниками, посещающими кружок «ЛЕГО-конструирования» в течение учебного года, можно увидеть личностный рост детей; к концу учебного года некоторых учащихся не узнать. Какими они были на первых занятиях и что могут построить, как обосновать свой выбор конструкции в конце учебного года – именно такие изменения в учащихся приносят мне, как педагогу, моральное удовлетворение от своего труда.

Хотелось бы сказать несколько слов и о трудностях, с которыми нам пришлось встретиться.

  1. Реализовывать программу кружка пришлось одновременно с 1 по 4 класс. И четвероклассники осваивали программу рассчитанную на 4 года за год.

  2. К разным наборам Лего была предоставлена только одна книга для учителя «Первые механизмы», рассчитанная на 12 часов занятий. В интернете минимум информации. Вложенные инструкции на китайском языке и других языках кроме русского.

  3. Для кружка «Первороботы» необходимо 4-5 ноутбуков для составления программы, но к сожалению у нас только один. Это конечно создает свои неудобства для детей и преподавателя.

В рамках реализации проекта были проведены мастер-классы для учителей нашей школы «Знакомство с конструктором ЛЕГО», «Танцуют Би - боты», с целью популяризации конструктора и использование его в своей педагогической практике. Для воспитателей Тесинского ДОУ мастер – класс «ЛЕГО и математика». В марте 2019 г. в рамках реализации договора сотрудничества (партнерства) на 2018/2019 уч.г. со школой-партнером (МБОУ Черемушкинская СОШ Каратузского района), а также взятых обязательств по апробации современного учебного оборудования / программного обеспечения для начальной школы в рамках реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы на базе школы состоялся семинар-тренинг «Легоконструирование», ЭОР: «Мат-решка», «Little Bridge». Возможности использования для решения образовательных задач в рамках реализации ФГОС в начальной школе” для коллег школы-партнера. Целью данного мероприятия было знакомство с опытом апробации названных ресурсов,  а также проведен мастер-класс «Возможности  использования набора конструкторов семейства Lego®». Для учащихся МБОУ Черемушкинской СОШ Каратузского района в рамках проведения коммунарских сборов был дан мастер – класс «Первороботы». Конструктор LEGO — это большое удовольствие и обучение для детей всех возрастов. Дети учатся многим новым навыкам и это дает им возможность развиваться в своем собственном темпе. 

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию.