СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лейтенантская проза

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована в качестве иллюстративного материала на обзорном уроке и основы для конспекта при дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Лейтенантская проза»

"Лейтенантская проза"

«Знать это мог только воевавший человек, и все это могло уйти…»

(В. Кондратьев)

Литература Великой Отечественной войны началась с поэзии и публицистики.
  • Литература Великой Отечественной войны началась с поэзии и публицистики. "Священную войну" В. Лебедева - Кумача и А. Александрова страна запела через несколько дней после нападения Германии.
  • Как ни странно военное время для выражения человеческих чувств потребовало именно поэтической формы. Короткой, лаконичной, страстной, образной. "Жди меня" К. Симонова стало почти армейской молитвой, переписывалось от руки между боями. По "основной" военной профессии знаменитый автор - фронтовой журналист. Его военные репортажи по популярности не уступали стихам.
Писатели – фронтовики, прошедшие дорогами войны «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца.Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию). Их произведения позже назовут «лейтенантской прозой»...

Писатели – фронтовики, прошедшие дорогами войны

  • «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца.Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию).
  • Их произведения позже назовут «лейтенантской прозой»...
«Лейтенантская проза» Вчерашние бойцы, офицеры и солдаты рассказывали о своей войне. Правдиво, искренне, обнаженно. В их произведениях время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой. Их произведения автобиографичны до документальности и детализированы до натурализма. Их обвиняли в том, что они не видели

«Лейтенантская проза»

  • Вчерашние бойцы, офицеры и солдаты рассказывали о своей войне. Правдиво, искренне, обнаженно.
  • В их произведениях время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой.
  • Их произведения автобиографичны до документальности и детализированы до натурализма.
  • Их обвиняли в том, что они не видели "дальше бруствера своего окопа".
  • Действительно, здесь нельзя увидеть общей стратегической картины, зато можно разглядеть войну в максимальном приближении. Без прикрас и ложного пафоса. Вчерашние воины считали, что не имеют права на ложь, потому что выжили и говорят от лица целого поколения.
Своеобразным духовным, творческим мостом, соединившим
  • Своеобразным духовным, творческим мостом, соединившим "мэтров" с юными лейтенантами стала "Судьба человека« (1956г.) М. Шолохова, где во главу угла ставилась трагическая судьба частного человека - солдата.
Виктор Некрасов ( 1911 - 1987)  В армии, куда Виктор Некрасов пошел, отказавшись от брони, он служил в качестве полкового инженера, а затем был заместителем командира саперного полка.  Провоевал с 1941 по 1944 год. После контузии в Польше в 1945 году был демобилизован в звании капитана. Имел военные награда - медаль

Виктор Некрасов ( 1911 - 1987)

  • В армии, куда Виктор Некрасов пошел, отказавшись от брони, он служил в качестве полкового инженера, а затем был заместителем командира саперного полка.
  • Провоевал с 1941 по 1944 год. После контузии в Польше в 1945 году был демобилизован в звании капитана. Имел военные награда - медаль "За отвагу" и орден Красной звезды.
  • Повесть «В окопах Сталинграда», опубликовал в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10. Книга имела огромный успех.
  • В 1947 года автор получил Сталинскую премию 2-й степени.
  • Повесть неоднократно переиздавалась, была переведена на 36 языков.
Первая ласточка нового направления Его главную книгу, повесть «В окопах Сталинграда»(1946г.) обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие

Первая ласточка нового направления

  • Его главную книгу, повесть «В окопах Сталинграда»(1946г.) обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие "литературных украшательств".
  • «Виктор Некрасов пришел в литературу отнюдь не как литератор, - он пришел как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них...».
Константин Воробьев (1919 - 1975) Ему открылись самые тяжелые моменты фронтовой жизни: катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Промолчать об открывшихся знаниях бывший курсант элитного военного училища не мог. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить, не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году. Ему открылись самые тяжелые моменты фронтовой жизни: катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Промолчать об открывшихся знаниях бывший курсант элитного военного училища не мог. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить, не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году.

Константин Воробьев (1919 - 1975)

  • Ему открылись самые тяжелые моменты фронтовой жизни: катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Промолчать об открывшихся знаниях бывший курсант элитного военного училища не мог. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить, не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году.
  • Ему открылись самые тяжелые моменты фронтовой жизни: катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд.
  • Промолчать об открывшихся знаниях бывший курсант элитного военного училища не мог.
  • Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить, не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году.
«Убиты под Москвой» Другой рукописи Воробьева - «Убиты под Москвой» повезло больше. Она увидела свет в 1961 году. Подводя некоторые итоги, автор пытался осмыслить истоки долгожданной Победы. Собственно об этом его главный рассказ - как из хаоса, беспорядка , растерянности рождается практически новая армия, как критическая ситуация заставляет страну «исторгнуть» из себя героев, способных на запредельные усилия. «Но как тебе это удалось? В отряде ведь потом были бежавшие из плена майоры, капитаны, старшие политруки, батальонные комиссары и даже один полковник, но командовал ты, лейтенант. Как это тебе удалось?… Не знаю. Я был… Но, может, и нет. Смелые были многие, но вот сохранивший себя настоящим лейтенантом – ты был один. И еще ты был красивым малым!..» (Из воспоминаний К. Воробьева)

«Убиты под Москвой»

  • Другой рукописи Воробьева - «Убиты под Москвой» повезло больше. Она увидела свет в 1961 году. Подводя некоторые итоги, автор пытался осмыслить истоки долгожданной Победы. Собственно об этом его главный рассказ - как из хаоса, беспорядка , растерянности рождается практически новая армия, как критическая ситуация заставляет страну «исторгнуть» из себя героев, способных на запредельные усилия. «Но как тебе это удалось? В отряде ведь потом были бежавшие из плена майоры, капитаны, старшие политруки, батальонные комиссары и даже один полковник, но командовал ты, лейтенант. Как это тебе удалось?… Не знаю. Я был… Но, может, и нет. Смелые были многие, но вот сохранивший себя настоящим лейтенантом – ты был один. И еще ты был красивым малым!..» (Из воспоминаний К. Воробьева)
Виктор Курочкин (1923 - 1976) «В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно», - сказал о нем поэт Сергей Орлов.

Виктор Курочкин (1923 - 1976)

  • «В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно», - сказал о нем поэт Сергей Орлов.
Виктор Курочкин (1923 - 1976) Пронзительная повесть Виктора Курочкина «На войне, как на войне» - в военной прозе, как реквием Моцарта в музыке. Светлый, трагичный и абсолютно не пафосный рассказ автора о своих ровесниках, 18-20 летних мальчишках, ушедших на фронт.

Виктор Курочкин (1923 - 1976)

  • Пронзительная повесть Виктора Курочкина «На войне, как на войне» - в военной прозе, как реквием Моцарта в музыке. Светлый, трагичный и абсолютно не пафосный рассказ автора о своих ровесниках, 18-20 летних мальчишках, ушедших на фронт.
Владимир Богомолов (1923 - 2003) «В августе 44-го» - одна из первых военных книг, написанная в жанре детектива. Мастерски выстроенный напряженный сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный сленг контрразведчиков – все это придает роману суровое несентиментальное очарование. Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году.

Владимир Богомолов (1923 - 2003)

  • «В августе 44-го» - одна из первых военных книг, написанная в жанре детектива. Мастерски выстроенный напряженный сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный сленг контрразведчиков – все это придает роману суровое несентиментальное очарование.
  • Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году.
Вячеслав Кондратьев (1920 - 1993) Его прозу сразу оценил Константин Симонов, считая, что Кондратьев, «открыл» нового для военной прозы героя – человека, который оказался «в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской». Его литература даже не лейтенантская – солдатская. И еще его прозу называют «ржевской». Написать о пережитом он решился далеко не сразу. Только в 1979 году с подачи К. Симонова в журнале «Дружба народов» была напечатана его повесть «Сашка», сразу завоевавшая огромную читательскую любовь и заслужившая одобрение коллег – В. Некрасова, В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, А.Адамовича.

Вячеслав Кондратьев (1920 - 1993)

  • Его прозу сразу оценил Константин Симонов, считая, что Кондратьев, «открыл» нового для военной прозы героя – человека, который оказался «в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской». Его литература даже не лейтенантская – солдатская. И еще его прозу называют «ржевской».
  • Написать о пережитом он решился далеко не сразу. Только в 1979 году с подачи К. Симонова в журнале «Дружба народов» была напечатана его повесть «Сашка», сразу завоевавшая огромную читательскую любовь и заслужившая одобрение коллег – В. Некрасова, В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, А.Адамовича.
Борис Васильев (1924 - 2013) На фронт он отправился добровольцем 9 июля 1941 года. Попал в окружение. Спасло хорошее знание смоленских лесов, в которых он, благодаря воспитанию деда, ориентировался как в собственном доме. Позже он скажет: «… Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны». Но это потом, а сначала был лагерь для перемещенных лиц, пулеметная полковая школа, служба в воздушно – десантном полку, тяжелая контузия в 1943 году, Военная академия бронетанковых и механизированных войск. Здесь и произошла встреча с будущей женой и музой. Военная проза Васильева – особая, узнаваемая. Романтичная, трепетная, то «опускающаяся» до конкретных точных, бытовых деталей, то воспаряющая к притчевым, библейским высотам. Но всегда честная, «лейтенантская».

Борис Васильев (1924 - 2013)

  • На фронт он отправился добровольцем 9 июля 1941 года. Попал в окружение. Спасло хорошее знание смоленских лесов, в которых он, благодаря воспитанию деда, ориентировался как в собственном доме. Позже он скажет: «… Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны». Но это потом, а сначала был лагерь для перемещенных лиц, пулеметная полковая школа, служба в воздушно – десантном полку, тяжелая контузия в 1943 году, Военная академия бронетанковых и механизированных войск. Здесь и произошла встреча с будущей женой и музой. Военная проза Васильева – особая, узнаваемая. Романтичная, трепетная, то «опускающаяся» до конкретных точных, бытовых деталей, то воспаряющая к притчевым, библейским высотам. Но всегда честная, «лейтенантская».
Повесть «А зори здесь тихие», опубликованная  в 1969 году в журнале
  • Повесть «А зори здесь тихие», опубликованная  в 1969 году в журнале "Юность", стала классикой военной прозы.
  • Женщины будут присутствовать во всех его военных повестях, наверное, потому что  свою  любовь он встретил именно во время войны.
  • «Мы стали солдатами... Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда еще не был освобожден Смоленск... Война... во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще - особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня».
Григорий Бакланов (1923 - 2009) Биография Бакланова удивительна, уникальна для обыкновенного человека и типична для писателя - фронтовика.  В 1941 году, в 17 лет, ушел добровольцем на фронт. Сначала – рядовой на Северо-Западном фронте. Затем командир взвода управления артиллерийской батареи на Юго – Западном и Украинском.  Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.

Григорий Бакланов (1923 - 2009)

  • Биография Бакланова удивительна, уникальна для обыкновенного человека и типична для писателя - фронтовика.
  • В 1941 году, в 17 лет, ушел добровольцем на фронт. Сначала – рядовой на Северо-Западном фронте.
  • Затем командир взвода управления артиллерийской батареи на Юго – Западном и Украинском.
  • Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.
Григорий Бакланов (1923 - 2009) Для своей повести «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланов взял два эпиграфа.  Блажен, кто посетил сей мир  В его минуты роковые!  Ф. Тютчев  А мы прошли по этой жизни просто,  В подкованных пудовых сапогах.  С. Орлов Уже эти строки выразили самую суть лейтенантской прозы. Юность, романтика, «души прекрасные порывы», смерть, ужас разрушения, жестокость страшной окопной жизни, правду о которой знали только они.

Григорий Бакланов (1923 - 2009)

  • Для своей повести «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланов взял два эпиграфа.
  • Блажен, кто посетил сей мир
  • В его минуты роковые!
  • Ф. Тютчев
  • А мы прошли по этой жизни просто,
  • В подкованных пудовых сапогах.
  • С. Орлов
  • Уже эти строки выразили самую суть лейтенантской прозы. Юность, романтика, «души прекрасные порывы», смерть, ужас разрушения, жестокость страшной окопной жизни, правду о которой знали только они.
Евгений Носов (1925 - 2002) Война получила в его творчестве особое преломление. Он ее игнорирует. Не хочет писать о ней. Хотя хорошо знает все изнутри. «В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну. На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками — кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода про валялся в госпитале в гипсовом панцире. В «Усвятских шлемоносцах» - практически канун, самое начало, последние мирные для деревни дни, прощание. «Красное вино победы» - конец, финал. Это основные «вешки», а между ними военная тема возникает в рассказах Носова камерно, фрагментарно, красным горьким пунктиром.

Евгений Носов (1925 - 2002)

  • Война получила в его творчестве особое преломление. Он ее игнорирует. Не хочет писать о ней. Хотя хорошо знает все изнутри. «В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну. На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками — кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода про валялся в госпитале в гипсовом панцире. В «Усвятских шлемоносцах» - практически канун, самое начало, последние мирные для деревни дни, прощание. «Красное вино победы» - конец, финал. Это основные «вешки», а между ними военная тема возникает в рассказах Носова камерно, фрагментарно, красным горьким пунктиром.
Василь Быков (1924 – 2003) Военная тема – главная в творчестве Василя Быкова.  Быкова интересуют «не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа». Василь Быков – белорус. Война для него началась в 1941 году. Оказавшись на Украине, он отступал с действующей армией до Воронежа. Едва не был расстрелян как диверсант, когда отстал от своей колонны. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал взводным, сменяя только рода войск, до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен.

Василь Быков (1924 – 2003)

  • Военная тема – главная в творчестве Василя Быкова.
  • Быкова интересуют «не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа».
  • Василь Быков – белорус. Война для него началась в 1941 году. Оказавшись на Украине, он отступал с действующей армией до Воронежа. Едва не был расстрелян как диверсант, когда отстал от своей колонны. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал взводным, сменяя только рода войск, до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен.
Юрий Бондарев (1924 – 29 марта 2020) В октябре 1942 года после ускоренного курса обучения в пехотном училище младший лейтенант Бондарев принял участие в Сталинградской битве, а затем прошел дорогами Украины и Польши, Дальше была многовариантная попытка осмыслить произошедшее.  «Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» родились, я бы сказал, от живых людей, от тех, которых я встречал на войне, с которыми вместе шагал по дорогам сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивая их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на одном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком на закрутку после танковой атаки. »

Юрий Бондарев (1924 – 29 марта 2020)

  • В октябре 1942 года после ускоренного курса обучения в пехотном училище младший лейтенант Бондарев принял участие в Сталинградской битве, а затем прошел дорогами Украины и Польши, Дальше была многовариантная попытка осмыслить произошедшее.
  • «Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» родились, я бы сказал, от живых людей, от тех, которых я встречал на войне, с которыми вместе шагал по дорогам сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивая их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на одном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком на закрутку после танковой атаки. »
Виктор Астафьев (1924 - 2001)

Виктор Астафьев (1924 - 2001)

  • "...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое".
Виктор Астафьев (1924 - 2001) Военная проза Виктора Астафьева - тяжелая, жесткая, действительно, «окопная». Как и у Кондратьева его правда не лейтенантская - солдатская. Он имеет право на свою правду. Он закончил войну в звании рядового. На фронт ушел добровольцем в 1942 году. В действующей армии с весны 1943. Был шофером, артразведчиком, связистом и всегда - простым солдатом.

Виктор Астафьев (1924 - 2001)

  • Военная проза Виктора Астафьева - тяжелая, жесткая, действительно, «окопная». Как и у Кондратьева его правда не лейтенантская - солдатская. Он имеет право на свою правду. Он закончил войну в звании рядового. На фронт ушел добровольцем в 1942 году. В действующей армии с весны 1943. Был шофером, артразведчиком, связистом и всегда - простым солдатом.
У каждого автора  «лейтенантской прозы» своя война

У каждого автора «лейтенантской прозы» своя война

  • "...эти молодые писатели сами выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили. Эти досконально знают жизнь роты, взвода, батареи, они видели пот и кровь войны на своей гимнастерке…" (А. Твардовский).
  • Выжив, они «совершили еще один подвиг – творческий, литературный, оставив нам свое неповторимое правдивое слово». Рассказывая каждый о своем, все вместе они сумели создать полную картину грандиозного события.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!