СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекарственные травы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекарственные растения , способы их заготовки, использование при лечении болезней, выращивание в условиях школы на уроках растениеводства

Просмотр содержимого документа
«Лекарственные травы»

Слайд №1

Тема: «Роль лекарственных растений в жизни человека»

Слайд №2

Цель: расширить знания о лекарственных растениях, изучить способы применения лекарственных растений, формировать бережное отношение к своему здоровью.


Задачи:

Обучающие (образовательные):

- обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;

научить распознавать и определять эти растения;

Развивающие:

- продолжить формирование практических умений и навыков работы с лекарственными растениями;

- совершенствовать умение работать в паре;

-учить осуществлять учебное сотрудничество;

Воспитательные:

воспитать любовь к природе родного края;

формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: презентация, лекарственные растения, чайник, термос, кружка для заваривания, раздаточный материал, памятки.


Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.

Знаете ли вы, как связаны между собой здоровье и растения?

Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.  


Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял .что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.

На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.

При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота. По приказу царя лекарственными растениями снабжали не только царский двор, но и армию.

Затем российский царь Петр ! издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в аптеках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить.

Посмотрите на гербарий лекарственных растений, которые вы сами выращивали на нашем аптекарском огороде. Здесь сообщения о растениях, их свойствах, об употреблении.

Я приглашаю Вас изучить лекарственные свойства тех растений, которые растут в нашей местности и на нашей школьной аптекарской грядке, а также способы их применения в повседневной жизни. Но мы успеем познакомиться лишь с небольшой частью растений, которые лечат человека, теми, с которыми вы встречаете каждый день и даже не задумываетесь, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.

            Начнём с игры «Отгадай какое лекарственное растение зашифровано?» (По очереди называют лекарственные растения).


Слайд № 3

ромашка

л

к

р

м

п

ш

о

а

я

а

ф

8

6

1

3

11

5

2

4

9

7

10


шиповник

ы

в

п

к

л

и

о

к

с

ш

и

ы

н

10

5

3

9

11

7

4

8

12

1

2

5

6


шалфей

е

а

р

ф

л

й

ш

п

и

5

2

7

4

3

6

1

8

9


Мелисса

с

р

м

л

е

а

и

с

т

6

8

1

3

2

7

4

5

9


Теперь можно отправляться в путешествие. Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю вам заполнять таблицу:

(раздаются таблицы)


Лекарственное

растение

Какую часть используют

Лечебное

свойство

1.



2.



3.



4.



5.



6.




Слайд №4

Лекарственным сырьем у шалфея служат листья и верхушки растения с цветками.

Шалфей входит в состав грудных сборов, которые применяются для облегчения кашля при бронхитах, воспалении легких;

Шалфей – хороший стимулятор иммунитета, кроме того, он улучшает память, усиливает внимание и увеличивает работоспособность.


Слайд №5

В качестве лекарственного сырья используют лист мяты перечной. Заготовку проводят в сухую погоду, когда зацветает примерно половина растений

 успокаивает головную боль, улучшает аппетит

антисептическое средство при воспалительных процессах, ожогах


Слайд №6

запасать лаванду начинают, когда зацветет больше половины цветков, поскольку это период в жизни растения, когда оно накопило максимальное количество эфирных масел.

Снимает головные боли, успокаивает нервную систему, избавляет от депрессий, справляется с бессонницей


Слайд №7

Важно знать, что собирать у ромашки надо соцветия (корзинки).

В первую очередь ромашка полезна во время лечения простудных вирусных болезней. Чаще к ним относится ангина, ОРВИ и ОРЗ, грипп.


Слайд №8

Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника.

Помогают снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, положительно влияет на нервную систему, профилактики простудных заболеваний, повышает устойчивость организма к инфекциям, усиливает работоспособность.


Слайд №9

В лечебных целях используются стебли, листья и семена подорожника. Лекарственное сырье заготавливают после цветения и образования семян в коробочках. Свежие листья срывают по мере надобности.

Применяется для лечения ран и порезов.


Слайд №10

Самое ценное в растении крапива — листья. Также полезные вещества содержатся в корнях и семенах.

В народной и традиционной медицине применяется как кровоостанавливающее, кровоочистительное, ранозаживляющее, общеукрепляющее средство. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.


Готовая таблица «Лекарственные растения»

Закрепление темы. Работа по группам. Раздать таблицы.


Слайд №11 Проверь себя.

Карточка

«Лекарственные растения»


Название

растений

Применение

1


Для лечения используют листья этого растения.

Фито чай применяют при головных болях, для улучшения аппетита.

2


Настои этой травы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла

при ангине, а также для укрепления волос.

Листья годятся для щей и салатов.

3


В народной медицине применяют от  простуды и кашля,

настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

4


Настой листьев применяют при болезнях органов дыхания, желудка.

Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев наружно при ранах, порезах, ожогах.

5


Плоды этого кустарника богаты витамином С. Отвары и настои пьют при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах. Для профилактики простудных заболеваний, так как повышает устойчивость организма к инфекциям, усиливает работоспособность, улучшает работу нервной системы.


Вы знаете, что большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.


Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Бархатцы, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, циния, груша, ландыш, крыжовник, земляника, слива, ромашка, смородина, лилия, КОШКА, берёза, шиповник.

Первичное закрепление материала: 


Слайд №12

Игровая пауза «Кто внимательный?»

Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.

    1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

    2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Шиповника и черной смородины)

    3. У Тани появился кашель, поднялась температура, чем ей лечиться? (ромашка)


Слайд №13

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, лаванда, шалфей, майоран)

Цель: узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний.


А ещё есть на Руси традиция, заваривать чай из трав. Он называется ФИТО ЧАЙ

Фито чай (травяной чай) – это горячий настой травы, листьев, цветков или корней растений или сборов и растительных композиций.


Травяные чаи ускоряют метаболизм, очищают организм, а помимо этого – они необычайно вкусны и ароматны.

Травяные чаи бывают самые разные: витаминные, лечебные, охлаждающие или согревающие.

Способы заварки травяного чая:

Правило 1: «Качество воды». Для того, чтобы фито чай отдал все свои полезные свойства, он должен быть приготовлен на чистой воде.

Правило 2: «Температура воды». Идеальной температурой, подходящей для заваривания фито чая, является температура не более 90 градусов.

Правило 3: «Чайная посуда». Лучшей посудой для заваривания фито чая является фарфоровая посуда.

Правило 4: «Этапность». Заливайте воду в чайничек в три этапа. Таким образом вода будет остывать постепенно. Вначале залейте одну треть воды и дайте фито чаю завариться в течение трех-четырех минут, затем наполните чайник до половины и перед подачей долейте оставшуюся часть воды.

Правило 5: «Результат». О том, насколько правильно мы заварили фиточай, подскажут пузырьки на поверхности воды. Они, как раз, и являются свидетельством того, что фито чай в процессе заваривания «отдал» все полезные, целебные свойства и эфирные масла.


Практическая работа

«Заваривание лекарственных растений»  


Перед практической работой давайте вспомним технику безопасности при работе с кипятком.

А какие растения можно использовать для приготовления фито чая?

Ответы уч-ся:( Смородина, малина, зверобой , душица и т.д.)

Учитель: Смотрите, сколько мы с вами назвали чаёв из малины, смородины, мелиссы, шиповника и много ещё других трав можно назвать.

А какие вы знаете рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.


Слайд №14

У вас на столах лежат технологические карты приготовления различного фито чая

Мы будем учиться заваривать лекарственные растения 3 способами:

1-я группа – одноразовый пакетик в кружке

2-я группа – траву в специальной кружке

3-я группа – шиповник в термосе.

Необычные рецепты чая.

Учитель: Итак, ребята , подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните , что же называют лекарственными растениями?

Ответы уч-ся:

- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать)

- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, а вам понравился наш урок и наша тема «Роль лекарственных растений в жизни человека»

А каких травах мы сегодня вам рассказали, назовите их?

Как используют эти травы в жизни?

Рефлексия:

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал…»

- «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»

И знайте, прежде чем использовать фито чай необходимо проконсультироваться с врачом.


Слайд № 15

А сейчас ребята мы посадим с вами аптекарскую виртуальную грядку лекарственных растений


Спасибо за внимание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!