СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические игры и упражнения на тему: «Осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексические игры и упражнения на тему: «Осень»»

Лексические игры и упражнения

на тему: «Осень»


Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.

Задачи:

Обучающие: закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить лишнее слово, отвечать на вопросы, совершенствовать умение работать с бумагой, клеем.

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, дружно, воспитывать добрые чувства к природе, животным.

Ход занятия:

 Мы сегодня поиграем в словесные игры. Отгадайте, на какую тему будут игры?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Воспитатель. Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Осень в сентябре называют ранней, середина осени – это октябрь, а как называют осень в ноябре?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно поздняя.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру: « Скажи со словом осенний»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. 
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, (бросает мяч детям, они отвечают и бросаю обратно)

На березе – березовые, на клене – кленовые

На рябине –рябиновые, на дубе –дубовые,

На осине – осиновые, на тополе –тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые

Воспитатель:  Да, молодцы! И, так, задание:«Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец 
Весна - осень
Длинный - короткий
Тихий – громкий

Воспитатель:: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка «Осенние листочки» 

Мы, листики осенние,

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Воспитатель: Отдохнули?! Ну тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная; 
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Играем дальше.

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Воспитатель: Молодцы! А теперь последнее наше задание:

Отгадай загадку.


Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)


Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Ответы детей.