Конспект НОД по речевому развитию
«Лексические игры и упражнения» в подготовительной к школе группе
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи
Ход:
Ребята, скажите, какое сейчас время года?» (зима). А какой месяц? (январь). А какой он по счету зимний месяц? (второй, середина зимы)
Упражнение «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Воспитатель: - На какое слово похожи все отгаданные слова? (снег). Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.
А теперь назовите слова от слова "зима".
2. Игра "Какой? Какая?"
Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.
Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.
Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.
3 Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула) .
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана) .
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра) .
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой) .
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу) .
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки) .
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за (животики) .
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа) .
Физкультуминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
4. Игра "Скажи наоборот" .
низкий – высокий
умный –глупый
белый –черный
веселый - грустный
мягкий– твердый
кислый –сладкий
длинный – короткий
тяжелый – легкий
новый –старый
шумный –тихий
чистый– грязный
узкий –широкий
хороший –плохой
злой –добрый
5. Дидактическое упражнение «Придумай слово».
Задание:
- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)
- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)
- Куда можно положить масло? (масленку)
- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)
- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)
- А если учит…? (учителем)
- А если строит…? (строителем).
6. Игра: «Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
7. Речевая игра: «Поговорим о природе»
А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:
В какое время года снегопад?
В какое время года листопад?
В какое время года ледоход?
В какое время года появляются на деревьях?
В какое время года появляются птенцы?
В какое время года бывает иней?
В какое время года появляются подснежники?
В какое время года птицы улетают на юг?
В какое время года у клестов появляются птенцы?
В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
В какое время года появляются комары?
В какое время года желтеют листья?
В какое время года собирают урожай?
В какое время года сажают семена?
В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?
Ребята, вы справились со всеми заданиями. Какие были трудными для вас? А какое задание понравилось больше?