МБУ ДО «Детско-юношеский центр» с.Чугуевка
Методическая разработка
«Лексические игры
на занятиях английского языка
для учащихся младшего школьного возраста»
Составитель:
Гончаренко Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования ОРТ
Чугуевка
2019
Игра – высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
В настоящее время педагоги пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции уч-ся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования навыков во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании, письме. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными формами и методами, игровых технологий.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В.М. Филатов и др.).
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» даёт следующее определение игры: «Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей». А.А. Деркач так характеризует учебную игру: учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определённой учебной цели. Таким образом, учебная игра – это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Примечательным является тот факт, что в связи с убыстрением мыслительного процесса, которое требуется в ситуации игры, обучающийся думает и говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Зачастую игра оказывается эффективной в тех ситуациях, где не справляются многочисленные традиционные упражнения.
Среди принципов обучения иностранному языку особое место занимает принцип наглядности, который важен при игровом обучении. При обучении иноязычной лексике с использованием игровых технологий применение наглядности целесообразно на всех этапах обучения. При этом первостепенное значение здесь имеет зрительная наглядность, которая в отличие от слуховой и моторной, применяется в основном для ограничения круга явлений, подлежащих обсуждению, и создания зрительной опоры в построении логической последовательности высказывания. В связи с этими функциями наглядности большое распространение получили различные опорные, опорно-смысловые схемы, карты и т.д.
Целями лексических игр на различных этапах являются:
- ознакомление уч-ся с новыми словами и их сочетаниями;
- тренировка уч-ся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизация речемыслительной деятельности уч-ся;
- развитие речевой реакции уч-ся.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Для игры понадобится мяч.
Цель: закрепление лексики по теме.
Игроки выстраиваются на некотором расстоянии от водящего. Водящий по очереди бросает мяч каждому игроку, называя при этом нечто съедобное или несъедобное. Если предмет съедобный, игрок должен поймать мяч и сделать шаг вперед, а если несъедобный – игрок мяч не ловит и тоже делает шаг. Если игроки ошибаются, они остаются на месте. Побеждает тот, кто первым доходит до водящего.
Эта игра уместна для отработки лексики по любой теме.
Игра «Эстафета»
Цель: закрепление лексики по пройденной теме.
Игра проводится по всей изученной лексике темы.
Разделить доску на две половины и на каждой стороне написать в столбик изученные лексические единицы (набор слов одинаковый, а последовательность разная). Дети делятся на две команды. Для каждой команды предназначена своя половина доски. Участники по очереди подходят к доске и пишут соответствующий русский вариант напротив каждого английского слова. Если один из участников заметил ошибку, то он может израсходовать свой подход к доске на исправление этой ошибки, но тогда другое слово написать не сможет. Побеждает та команда, которая первой правильно справилась с заданием.
Игра «Цифры»
Цель: повторение количественных числительных.
Образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Педагог называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Игра «Числительные»
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Образуется две команды. Педагог называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
Игра «How many pages?»
Цель: повторение количественных числительных.
Педагог приносит несколько интересных книжек. Испрашивает: ”How many pages are there in the book?”
P.1: There are three hundred and fifty pages.
- No, less.
P.2: Three hundred.
- Less.
P.3: Two hundred and fifty.
- More.
P.4: Two hundred and eighty.
- That’s right.
Угадавший получает право первым посмотреть книгу.
Игра «Цвета»
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Cтавится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
Игра «This is my nose»
Цель: закрепление лексики по теме, развитие внимания.
Показывая руку, педагог говорит: ”Oh, something is wrong with my foot!” Уч-ся исправляет "with your hand!” Но педагог продолжает:”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например). Дети смеются и исправляют. Далее роль ведущего исполняет уч-ся, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный уч-ся исправляет правильно – он становится ведущим.
Игра «Утро школьника»
Цель: закрепление лексики по теме.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Педагог: Guess what each pupil is doing.
P.1: This boy is doing his morning exercises.
P.2: That girl is washing her face.
P.3: This boy is putting on his red scarf. ит.д.
Игра «My aunt went to town»
Цель: повторение лексики по теме, развитие памяти.
Педагог объясняет, что уч-ся должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом, обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
P.1: My aunt went to town and bought a book.
P.2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
P.3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если уч-ся не может назвать своё слово, он выбывает из игры.
Игра «Time»
Цель: закрепление лексики по теме.
Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов:
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, педагог по очереди спрашивает уч-ся из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.
2. Педагог начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Уч-ся повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.
3. Педагог ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Педагог, передвигаястрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?
Игра «Crossing the river»
Цель: закрепление лексики по теме, развитие координации.
На доске схематично изображён ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы. Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход. Выигрывает та команда, которая быстрее переберётся через ручей.
Игра «Последняя буква»
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, уч-ся из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Игра «Башня»
Для игры понадобятся одноразовые стаканчики и карточки.
Цель: закрепление лексики по теме, развитие координации.
Карточки тщательно перемешиваются, переворачиваются рубашками вверх. Игроки по очереди вытягивают карточки. Если слово названо правильно, то игрок получает право строить башню: ставит стакан, на него кладёт карточку. Постепенно башня растёт, её становится всё тяжелее удерживать в равновесии. Как правило, игра проходит очень бурно, ребята стремятся не уронить башню. Особое наслаждение доставляет им окончание игры: если башня достроена и не разрушена, все строители получают право разрушить её, дуя на неё.
Игра «Одежда»
Цель: закрепление лексики по теме.
Педагог дает уч-ся 5-7 карточек с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.
Игра «Составь слово»
Цель: закрепление лексики по теме, развитие внимания и концентрации.
Каждому из играющих уч-ся выдаём листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита. Педагог (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. Уч-ся произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. Победитель тот, кто справится с заданием первым.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: закрепление лексики по теме.
Для игры понадобятся ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Группа делится на три команды. Уч-ся друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если уч-ся ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P.1: This is a blue leaf.
P.2: This is a red leaf., etc.
Игра «Собери картинку»
Цель: закрепление лексики, развитие внимания.
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)
«Числительные»
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуются две команды. Педагог называет порядковое или
количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное).
За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда,
получившая меньшее количество штрафных очков.
«Запретное числительное»
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: педагог называет «запретное» числительное. Уч-ся хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). «Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
«Пять слов»
Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных занятий.
Ход игры: пока уч-ся из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
«Цвета»
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
«Угадай название»
Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: каждый уч-ся получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.
«Озвучивание картинки»
Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
«Крестики-нолики»
Игра используется для закрепления новых слов по определенной теме. Дети делятся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». На доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если уч-ся правильно называют, то педагог рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает команда, которая быстрее заполнит линию.
«Мексиканская волна»
Игра предназначена для закрепления новых слов. Уч-ся выходят к доске и выстраиваются в линию, в руках у каждого картинка с словом по изучаемой теме. Педагог по очереди называет слова, сначала медленно, постепенно ускоряясь.
Уч-ся поднимают карточки со словами и в итоге должна получиться «волна».
«Китайский шепот»
Игра используется для отработки, закрепления и повторения слов. Уч-ся шепотом передают по очереди загаданное слово и последний уч-ся должен назвать услышанное слово.
«Успевай-ка!»
Для быстрого запоминания слов right и left. Все дети встают в круг, выбирают водящего. Указывая на одного из играющих, водящий говорит «Right» и считает до пяти. Это означает, что уч-ся, на которого указал ведущий, должен назвать по имени своего соседа справа: «His (her) name is Kolya (Masha)». Если говорящий не успевает это сделать на счет «пять» он становиться водящим. После этого все меняются местами, и игра продолжается.
«Стрельба по мишеням»
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
«В магазине»
На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Уч-ся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
P1 : Good morning!
P2 : Good morning!
P1 : Have you a red blouse?
P2 : Yes, I have. Here it is.
P1 : Thank you very much.
P2 : Not at all.
P1 : Наve you a warm scarf?
P2 : Sorry, but I haven`t.
P1 : Good bye.
P2 : Good bye.
«Собери портфель»
В игре участвует вся группа. Выходят к доске по желанию. Педагог: Поможем Буратино собраться в школу. Уч-ся берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем уч-ся кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book
«Составь слово»
Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Например: Snow Foot BALL Basket
«Что это?»
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
«Знаете ли вы животных?»
Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных:
a fox, a dog, a monkey и т. д. Побеждает тот, кто последним назовет животное.
«Пантомима»
Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из кабинета, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем педагог говорит ведущему: Guess what every pupil is doing. Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.