1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «Лексика» | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Фонетический разбор | Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности. | Целеполагание -принятие учебной задачи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. | Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Словесная функция учителя. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам - Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? (Анализ упражнения №319) - Почему же? - Например? - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? - Что такое ЛЗ слова? - Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.) - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Оцените свою работу? - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г. «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.) -Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.) Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово - плим. Кошка – это кошка. Я повторяю снова - У кошки семь котят. Плим, плим, плим… Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет - Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим… Шапка – это шапка И ничего не значит - Оделся и пошел. Плим, плим, плим… - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф) Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов То, что обозначает слово Работа в группах по 4 человека Анализ работ и вывод внутри группы Обратиться к толковому словарю Слушают Работа в группах, осуществляют взаимопроверку. Работа со стихотворным текстом | Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. | Самооценка. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью. Старый, бывалый, опытный воин. Успех в битве, войне, полное поражение противника. - Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический разбор слова «в битве». . | Выполняют задание в парах Проверяют и оценивают Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи | Оценивание усвояемого содержания
| Контроль, коррекция, оценка | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование | Самооценка. Взаимооценка. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям. | Оценивают свою работу | Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. | Взаимооценка. Самопроверка. |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: | - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку | Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Самооценка. Самопроверка. Выставление оценок. |