Организационный момент | Приветствует детей, предлагает сесть и записать в тетрадях дату | Приветствуют учителя вставанием, садятся, записывают дату в тетрадь | Приветствие | |
Выход на тему и цель урока. | Предлагает разгадать кроссворд и определить тему урока. Задания к кроссворду (все задания по горизонтали, над колонкой ключевого слова стоит стрелочка). Задания: Разговор двух или нескольких лиц – ДИАЛОГ. Выразительное средство языка, предполагающее перенесение качеств и свойств одних предметов на другие – МЕТАФОРА. Элемент композиции рассказа, начало развития действия – ЗАВЯЗКА. Основные события произведения – СЮЖЕТ. Неопределенная форма глагола – ИНФИНИТИВ. Конец развития действия – РАЗВЯЗКА. Вид произведения – ЖАНР. Ключевое слово – ЛЕКСИКА. Знакомо ли вам это слово? Это раздел науки о русском языке. Что он может изучать? Определите тему и цель урока. | Отгадывают слова по их лексическому значению, определяют тему урока, формулируют цель, предполагают, что может изучать лексика. | Разгадывание кроссворда | П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, делать выводы, определять слова по их лексическому значению Р: формулировать цель урока, прогнозировать |
Основной этап урока. | № 688 – КАТ: идея текста. Приведите примеры слов, обозначающих предмет, признак, действие, состояние. Укажите части речи. Как понимаете смысл последнего предложения? Из чего состоит наша речь? Словарно-орфографическая работа: Лексика, лексический, лексикон, лексикология, лексикография – лексис – «слово» (греч.) 17-титомный Словарь современного русского литературного языка – основной лексический состав русского языка. Почему нет словаря, в котором бы были представлены все слова русского языка? (К этому вопросу вернемся на заключительном уроке по лексике). Сравните интересные числа: Словари | Количество слов | | 120 480 слов | | 21 000 слов | | 12 000 слов | | 3 000 слов | Постройте предложение с прямой речью. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон. (А.М. Горький) Прокомментируйте статью о слове лето. Лето, 2. – а, ср. 3. Время года между весной и осенью. 4. Скинуло кафтан зелёный лето… Составьте статью о слове весна. Работа с таблицами. Основной способ толкования лексического значения слов. Составьте словарные статьи к словам: РУБИН, САПФИР, ИЗУМРУД; БЕРЁЗА, КЛЁН, ЛИСТВЕННИЦА, СОСНА. Предметы | Рубин | Сапфир | Изумруд | Род предметов | Д р а г о ц е н н ы е к а м н и | Видовые признаки | Красного или розового цвета | Синего или голубого цвета | Ярко-зелёного цвета, прозрачный | Предметы | Берёза | Клён | Лиственница | Сосна | Класс предметов | Д е р е в ь я | Род предметов | Л и с т в е н н ы е | Х в о й н ы е | Видовые признаки | Белый ствол | Широкие резные листья | Хвоя мягкая, опадает на землю | Вечнозелёное | | Читают текст, анализируют его с точки зрения основной мысли, рассуждают. Находят в тексте указанные в задании слова, отвечают на вопросы, делают выводы | КАТ (комплексный анализ текста). Комментирование. Составление словарных статей. Постановка перед собой учебной задачи. | П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, делать выводы, соотносить, комментировать, понимать смысл прочитанного, создавать словарные статьи Р: оценивать ответы друг друга П: давать определение понятия |
Рефлексия | Предлагает открыть папки и закончить начатые предложения. | Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать, что ... 1. мне больше всего удалось ... 2. я могу себя похвалить за то, что … 3. я могу похвалить одноклассников за то, что … 4. я приобрёл … 5. меня удивило … 6. для меня было открытием то, что ... 7. на мой взгляд, на уроке нам не удалось (удалось) …, потому что … | «Закончи предложение». | Р: анализировать свою и чужую работу на уроке |