Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка использую разнообразные формы и методы работы:
- игры, ситуативные беседы. На начальном этапе обучения - это сюжетно-ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания;
- игры - соревнования, в которые с удовольствием играют все учащиеся (назвать больше слов, словосочетаний и предложений по данной тематике);
- для закрепления грамматического и лексического материала использую речевые зарядки, которые проводят сильные ученики;
- опорные карточки, подстановочные упражнения;
- для работы с грамматическим материалом широко использую грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения.
Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память. Это обычно происходит на 3 или 4 год обучения. На мой взгляд, эффективно выполнять упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации, например, игра «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй -повторяет это слово и называет своё, третий – повторяет предыдущие два слова и добавляет своё и т.д.
Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек для индивидуальной работы;
-заданий с выбором ответа.
С целью профилактики работы со слабоуспевающими закрепляю сильного ученика при работе в паре со слабым (ведущая роль отводится сильному ученику), провожу дополнительные консультации, проверяю все домашние задания, оказываю необходимую помощь, регулярно оповещаю родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка, пробелах в знаниях.
Работая с одарёнными и детьми из неблагополучных семей, в конце каждого раздела в рабочей программе корректирую разделы для индивидуальной, коллективной, проектной, самостоятельной работы.
Активно вовлекаю обучающихся с признаками одарённости и из неблагополучных семей, во внеурочную деятельность, создавая комфортную психологическую среду и поддержку.
Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда поддерживать ученика даже за самые незначительные успехи, обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал своё движение вверх по лестнице знаний.
Активно работаю с родителями обучающихся. Выступаю на родительских собраниях, чтобы повысить мотивацию к изучению моего предмета: «Английский язык: за и против», «Как преодолеть языковой барьер?», «ВПР по английскому на отлично!». Выступаю на заседаниях методических объединений школы, делюсь опытом с коллегами из районного методического объединения учителей иностранных языков.
Для родителей провожу лектории в интерактивной форме по темам: «Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей», «Почему мой ребенок становится трудным?», «Индивидуальные психологические особенности одарённых детей», «Крик детской души: родители разводятся!!!», «Я и мой «особенный» ребенок», «Роль отца в воспитании сына», «Воспитание ненасилием», «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях», «Общение в семье», «Выражение нецензурной бранью», «Влияние алкоголя на общение в семье» и т.д.
Практика показала, что реализация перечисленного позволяет добиться у обучающихся более активной работы на уроках, повышения уровня знаний и успеваемости, высокой заинтересованности, уверенности в себе.