СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 2 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент".

Просмотр содержимого документа
«Лекция 2 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 2. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Управленческие функции. В науке об управлении наметилась тенденция рассматривать управление как выполнение определенных функций. Многие ученые и эксперты в области управления в связи с этим определяют управление следующим образом: управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Иерархия уровней управления. В организациях, за исключением очень небольших, объем управленческой работы так велик, что она должна быть разделена. Горизонтальное разделение управленческого труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений — отделов, служб или цехов. Работа руководителей (сущность которой - управление) должна быть скоординирована так, чтобы организация могла добиваться успеха. Поэтому часть руководителей занята координацией работы других руководителей.

Вертикальное разделение управленческого труда осуществляется по уровням. Уровни управления в самом общем виде определяют путем выделения руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена — высшего управленческого персонала.

Руководители низового звена, или низшего звена, — это самые младшие начальники. Их часто называют линейными, или операционными, руководителями. Они представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над другими работниками, которые не являются управляющими, например, рабочими, продавцами или клерками. Линейные руководители в основном распределяют конкретные задания и контролируют их выполнение. Типичным названием должности на этом уровне является мастер участка на заводе, командир отделения в армии, руководитель группы в исследовательском институте. Большинство руководите­лей — руководители низового звена. Работа руководителя низового звена всегда наполнена разнообразными действиями. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низшего звена. В больших организациях может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необхо­димость в разделении данной группы. При таком разделении может возникать два уровня — верхний уровень и нижний уровень среднего звена. Таким образом, могут появляться четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой, Типичные должности руководителей среднего звена — заведующий отделом, начальник цеха, командир роты.

Высший управленческий персонал руководство высшего звена, представляет собой высший организационный уровень. Даже в самых крупных организациях руководители высшего звена немногочисленны — несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена — председатель совета директоров, генеральный директор, президент, вице-президент, министр, ректор, проректор.

Руководители высшего звена принимают важнейшие для организации в целом или для основной части организации решения и несут полную ответственность за их последствия. Сильные руково­дители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации.

Труд руководителей высшего звена имеет напряженный темп, большой объем, но его главная особенность состоит в постоянной незавершенности работы, что обусловлено изменчивостью внешней среды организации. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях высоко ценятся, их труд хорошо оплачивается.

Предприниматель - человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции или вида услуг, предлагаемых обществу. Предприниматель - это прежде всего держатель капитала, своего или заемного, позволяющего ему осуществлять инвестирование в какие либо проекты.

Важно различать термины «предприниматель» и «менеджера. Миллионы людей каждый год на свой страх и риск начинают новое дело и становятся предпринимателями. Так как все предприниматели активно участвуют в формировании целей организуемого ими предприятия и управляют им в начале деятельности, то всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются способными менеджерами и в дальнейшем руководят организациями.

Наличие капитала, новаторские идеи, склонность к риску и желание упорно работать, которые считаются чертами хоро­шего предпринимателя, вовсе не гарантируют возможность человека эффективно управлять организацией. Некоторые предприниматели просто не имеют способностей и склонностей эффективно выполнять управленческие функции. Поэтому часто капиталодержатели нанимают опытных менеджеров для управления своей организацией. Обычно хорошие менеджеры способны уви­деть суть проблем организации, принимать решения и подчиняться власти.

Предпринимательский стиль управления. Все организации в на­стоящее время действуют и условиях неустойчивой среды, поэтому они не могут ждать изменений и затем реагировать на них. Руководители современных организаций должны думать и действовать как предприниматели. Менеджеры должны активно искать новые воз­можности и намеренно рисковать, добиваясь изменений и совершенствования. Такое отношение к делу определяют как предприимчивость. Предприимчивость требуется на каждом уровне, поскольку организации в целом приходится работать как предпринимателю.

Предпринимательские действия, которые сопряжены с риском для организации, основываются на решениях, принимаемых на выс­шем уровне управления. Эти решения опираются на информацию и идеи, предлагаемые руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с воз­никновением новых идей, то предпринимательская способность орга­низации значительно ограничивается. Руководители на всех уровнях должны активно искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности работы организации.

Эффективность управления. Для оценки эффективности управления необходимо установить критерий: организации создаются и существуют для реализации определенных целей; управление может считаться эффективным, а организация добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты.

Составляющие эффективного управления. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими поставленных целей. Примерами таких организаций служат временные комиссии, создаваемые для решения конкретной задачи.

Выживание. Несмотря на то, что об этом часто не говорят, выживание, возможность функционировать как можно дольше является важнейшей целью очень многих организаций. В принципе существуют возможности чрезвычайно долгой деятельности организации. Рекорды в этом принадлежат, например, нескольким христианским церквям, непрерывно действующим от тысячи до двух тысяч лет. Армию (вооруженные силы) также можно рассматривать как одну из древнейших организаций.

Для того чтобы выжить большинству коммерческих организаций приходится периодически корректировать свои цели, формируя их в соответствии с изменяющимися потребностями внешнего мира. Некоммерческие организации (армия, профсоюзы, театры и библиотеки, школы и т.д.) имеют гораздо четче выраженные общественно-государственные цели. В связи с этим государством и обществом должны разрабатываться и применяться особые способы поддержки деятельности этих организаций.

Результативность и эффективность. Чтобы успешно действовать в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь поставленных целей, организация должна быть эффективной и результативной. Под результативностью здесь будем понимать внешнюю эффективность, измеряемую степенью достижения целей организации, под эффективностью — внутреннюю эффективность, экономичность, измеряемую количеством используемых ресурсов и степенью оптимизации процессов в организации. Важно и то, и другое.

Производительность. Внутреннюю эффективность организации часто легко измерить и выразить количественно, потому что можно сделать денежную оценку используемых ресурсов и получаемых ре­зультатов. Мерой служит производительность—отношение количе­ства единиц на выходе к количеству единиц на входе.

Фирма, которая производит путевки, затрачивая 10 руб. в качестве затрат, и продает ее по цене 20 руб. за 1 путевку, имеет производительность выше, чем фирма, которая, затрачивая 15 руб. в качестве затрат, продаст путевку по цене 20 руб. за 1 штуку.

Если фирма, затрачивает 10 руб. на организацию 1 путевки, но более низкого качества, то она не продаст ее за 20 руб., ей, возможно, придется довольствоваться 12 руб. Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях — важнейший фактор успеха организации в условиях конкуренции.

Практическая реализация. Самые лучшие и обоснованные управленческие решения — это всего лишь идеи. Они должны быть реализованы путем управления работой реальных людей. Успешным решением считается такое, которое реализуется на практике, причем результативно и эффективно.

Перечень рекомендуемой литературы

основная

  1. М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г

  2. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011

  6. Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.

  7. Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013

  8. Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011


дополнительная

  1. История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.

  3. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.

  4. Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011

  5. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.

  6. Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!