СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 3 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент".

Просмотр содержимого документа
«Лекция 3 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 3 ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ

Управление до начала XX в. Практика управления связана с возникновением первых организаций (общин, племен, протогосударств).

Организации. Изучение организаций прошлых эпох показывает, что они имели определенную организационную структуру, в которой существовали разные уровни управления, в табл. 1 сопоставляются современные организации и организации древних времен.

Эмпирические основы. Хотя организации существовали даже в глубокой древности, до XX в. подходы и методы управления носили в основном эмпирический характер. Современная концепция управления как научной дисциплины, профессии, области исследований сформировалась только в XX в.

Таблица 1 Сопоставление различий характерных для организаций древних времен и современных организаций

Организации древних времен

Современные организации

Малое количество гигантских организаций

Большое количество гигантских организаций

Малое количество руководителей, почти отсутствовали руководители среднего звена

Большое количество руководителей, в частности, руководителей среднего звена

Управленческая деятельность зачастую не отделялась от неуправленческой

Управленческая работа четко отделяется от неуправленческой

Занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой

Занятие руководящих постов по праву компетентности в соответствии со сложившимися законами

Малое число людей, способных принимать важные для организации решения

Большое число людей, способных принимать важные для организации решения

Опора на приказ и авторитаризм

Опора на убеждение и внушение с видимостью рациональности

Следование традициям и религиозным этическим требованиям

Следование экономической выгоде

Отсутствие экономических знаний в значительной компенсировалось традициями

Отсутствие экономических знаний в значительной мере компенсируется психологической манипуляцией

Высокую ценность имеют знания о производстве и продаже товара (как правило, товар материален)

Высокую ценность имеют знания о рекламе и интерпретации товара (значительная доля товаров - нематериальна)

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Более того, от того какая элита (класс) управляет общностью (обладает правом преимущественного использования экономических и политических ресурсов) зависит способ функционирования общности, распределение благ, ответственности, рычагов власти и т.д. Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни обеспечить общественный прогресс, ни победу в войнах, ни возникновение и расцвет городов и государств.

Практическое управление возникло тогда, когда появились организации (по разным оценкам 4-20 тысяч лет назад). Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли достаточно разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит советы начальнику субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

Аналогичные советы мы можем найти и в современной управленческой литературе.

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: "Главная задача поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".

Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю".

Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы"

Наука об управлении Ф.Тейлора.

Но настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления», чем положил начало признанию управления наукой. Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.

Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления.

Естественно, прогрессивному предпринимателю не преподавались азы менеджмента. Однако здравый смысл и опыт предшественников, в особенности на предприятиях, имевших длительную предысторию, безусловно, сослужили им хорошую службу. Тем не менее, управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей.

Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении.

Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между же­лезнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм - отправителей грузов, происшедший в 1910 г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910г.) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912 г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления.

В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении).

В дальнейшем появились такие знаменитые имена как Анри Файоль, доказавший в числе прочего необходимость преподавания менеджмента, Элтон Мейо предложивший социологическое объяснение групповых устремлений, Норберт Винер, который разработал системный анализ в теории информации и многие другие.

Перечень рекомендуемой литературы

основная

  1. М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г

  2. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011

  6. Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.

  7. Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013

  8. Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011


дополнительная

  1. История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.

  3. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.

  4. Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011

  5. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.

  6. Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!