СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 4 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент".

Просмотр содержимого документа
«Лекция 4 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 4. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Развитие управления как науки представляло собою формирование разных подходов, которые не всегда совпадали. Успехи в теории управления зависели от других, связанных с управлением наук, в частности, математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики и политологии.

Подходы к управлению. Можно выделить ряд подходов к теории и практике управления. В самом общем виде выделяют четыре основных подхода.

1. Подход, основанный на выделении различных школ управления, включает фактически четыре школы.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3. Системный подход предполагает, что руководитель должен рассматривать организацию в виде совокупности взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях сложной внешней среды.

4. Ситуационный подход основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Развитие экономики и эволюция экономических отношений.

Экономический рост является наиболее важной особенностью современного экономического развития, которое в значительной степени определило эволюцию управления организациями.

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Экономический рост критерий экономического развития. Он выражается ростом объема ВВП (ВНП или НД) как в абсолютной величине, так и на душу населения.

Выделяют 2 типа экономического роста: экстенсивный тип – рост, основанный на количественном увеличении трудовых и материальных ресурсов, вовлекаемых в производство и интенсивный тип – основанный на качественном совершенствовании и интенсивном использовании факторов производства на базе НТП.

Эволюция технологии. Экономический рост обусловлен быстрой самоподдерживающейся эволюцией технологий, используемых в экономике. Суть эволюции — передача функций от человека технике. В развитии этого явления можно выделить три процесса.

1. Первый процесс характеризуется возникновением собственно технологических нововведений. Они обеспечивают передачу технике функции воздействия на природную реальность — предмет труда. Создаются и распространяются инструменты, устройства, механизмы.

2. Второй процесс связан с распространением энергетических нововведений. Они обеспечивают передачу технике функции энергетического обеспечения технологий и распространение машин,

3. Третий процесс представляет собой возникновение нововведений в управлении процессами, что обеспечивает передачу технике функций управления и распространение автоматических машин.

Роль человека. Передача все большего количества функций технике обусловливает современную тенденцию изменение роли человека. На этот счет нет единого мнения. Ряд ученых утверждает, что человек выполняет все более важные и сложные функции по мере передачи технике более простых и это ведет к увеличению роли Человека. Однако ряд других авторов не менее убедительно доказывают, что повсеместно наблюдается процесс элитаризации знаний: стоимость реальных знаний постоянно повышается и это ведет к их аккумулированию в узких кругах, основе будущей так называемой финансово-интеллектуальной элите. Основная же часть получателей знаний вынуждена довольствоваться формальным и неглубоким образованием, нацеленным на упрощенное восприятие мира вообще и управленческих процессов в частности. В результате экспоненциально возрастает роль управленцев имеющих действительные знания и финансовые возможности и существенно снижается роль социального образования. Данная тенденция уже получила название «приватизация знания» и, безусловно, требует пристального внимания ученых, экономистов и политиков.

Технологические уклады и экономический рост.

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного механизма, так и смену на этой основе экономических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 20 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста – Н.Кондратьева); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом 8-12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» ( по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3-4 года. Это тот срок который необходим для массового обновления основных фондов.

Инновационная деятельность и прибыль. Комплексы радикальных нововведений, предлагаемые предпринимателями рынку в поиске сверхприбыли, являются, как указывал еще в 40-е годы один из известнейших экономистов XX в. И. Шумпетер, движущей силой современного экономического развития.

Сверхприбыль получают субъекты экономических отношений (предприятия), предлагающие рынку радикальные нововведения, которые способствуют формированию и обеспечивают удовлетворение новых потребностей. Безусловно, разработка и создание принципиально нового товара – процесс весьма дорогостоящий и чрезвычайно наукоемкий. Осуществлять подобные разработки могут позволить себе лишь крупные государственные научно-технические концерны либо крупнейшие частные научно-производственные фирмы.

Предприниматели, имитирующие, т. е. повторяющие эти нововведения, получают прибыль. Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит за счет жестких механизмов финансового рынка.

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из сфер деятельности большинства фирм, так как изменение внешней среды прямым образом отражаются на фирме (внутренней среде). Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом организации, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности организации в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент организации. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее организации, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента, маркетингом, управления персоналом, производственным менеджментом, государственным менеджментом, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.


Перечень рекомендуемой литературы

основная

  1. М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г

  2. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011

  6. Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.

  7. Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013

  8. Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011


дополнительная

  1. История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.

  3. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.

  4. Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011

  5. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.

  6. Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!