Лекция для родителей "Режим для школьника"
“Здоровье – это ещё не всё,
но всё без здоровья – ничто”
Проблема сохранения здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления в современном обществе.
Здоровье человека, по исследованиям учёных и социологов, зависит:
на 20% – от наследственных факторов
на 10% – от развития медицины
на 20% – от состояния окружающей среды
на 50% – от образа жизни человека.
Одним из важнейших факторов сохранения здоровья является всем известный режим дня. Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Итак, первого сентября школы открывают двери своим воспитанникам. Навстречу знаниям устремилось и новое поколение учеников – первоклашки. Процесс обучения в современной школе очень насыщенный. У родителей возникает много вопросов и даже требований. Помощником в нелёгком 11-летнем марафоне может и должен быть правильно организованный режим дня ребёнка.
Режим дня – это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим с учетом возрастных особенностей. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления.
Основными элементами режима дня школьника являются:
учебные занятия в школе и дома
активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
регулярное и достаточное питание
физиологически полноценный сон
свободная деятельность по выбору
Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста (табл. 1). Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается учебная нагрузка в школе, больше времени отводится для выполнения домашних заданий. Одновременно увеличивается время на внеклассные и внешкольные занятия, которые выбираются по собственному желанию школьника.
В каждой семье режим организуется по-своему, это зависит от жилищно-бытовых условий семьи, отдаленности школы от дома, степени занятости ребенка в семейных делах, от занятий в секциях или кружках. Но основа плана режима дня для ребенка должна оставаться постоянной. Рациональный режим дня должен чередовать различные виды деятельности ребенка, обеспечить двигательный режим, в том числе и на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточный про продолжительности сон.
Начинать день,конечно, лучше с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий. Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе в течение дня. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.
После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры и завтрак. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Обед около 14-15 часов, ужин не позднее 19.30.
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа,без компьютера и просмотра телевизора. Лучше это время провести на свежем отдыхе. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, музыка, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений. Следует приучать ребёнка к тому, что все необходимые школьные принадлежности на следующий учебный день нужно собрать сразу же после того как были выполнены уроки.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе.
После ужина наступило время прогулки перед сном. Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуды и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину (табл 2). Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует совершить гигиенические процедуры, хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг. Если родители приучили ребенка вовремя ложиться спать и вовремя вставать, то тем самым они обеспечили ему бодрость, хорошую работоспособность на весь день, как в школе, так и дома.
Организм ребенка привыкает к режиму дня, и привычный режим жизни положительно влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность. Рационально построенный режим (табл. 3) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.
В процессе нашего разговора могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций, но это не так.
Во-первых: режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше.
Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые.
В-третьих: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его день завтра.
Вид занятий и отдыха | 1-4 класс | 5-6 класс | 7-9 класс | 10-11 класс |
Подъем | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Умывание, зарядка | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 |
Завтрак дома | 7.00-7.30 | 7.30-7.50 | 7.30-7.50 | 7.30-7.50 |
Дорога в школу | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 |
Занятия в школе(завтрак) | 8.30-12.40 | 8.30-13.30 | 8.30-14.20 | 8.30-14.20 |
Дорога домой | 12.30-13.00 | 13.30-14.00 | 14.20-14.45 | 14.20-14-45 |
Обед | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | 14.45-15.15 | 14.45-15.15 |
Прогулка или отдых | 13.30-15.30 | 14.30-16.30 | 15.15-17.00 | 15.15-17.00 |
Выполнение Д/З | 15.30-17.00 | 16.30-19.00 | 17.00-20.00 | 17.00-20.00 |
Прогулка | 17.00-18.30 | | | |
Ужин | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 |
Свободное время | 19.00-20.00 | 19.30-20.30 | 20.00-21.00 | 20.30-21.30 |
Приготовление ко сну | 20.00-20.30 | 20.30-21.00 | 21.00-21.30 | 21.30-22.00 |
Сон | 20.30-7.00 | 21.00-7.00 | 21.30-7.00 | 22.00-7.00 |
Вид занятий и отдыха | 1-4 класс | 5-6 класс | 7-9 класс | 10-11 класс |
Подъем | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Умывание, зарядка | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 |
Завтрак дома | 7.00-7.30 | 7.30-7.50 | 7.30-7.50 | 7.30-7.50 |
Дорога в школу | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 | 7.30-8.20 |
Занятия в школе(завтрак) | 8.30-12.40 | 8.30-13.30 | 8.30-14.20 | 8.30-14.20 |
Дорога домой | 12.30-13.00 | 13.30-14.00 | 14.20-14.45 | 14.20-14-45 |
Обед | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | 14.45-15.15 | 14.45-15.15 |
Прогулка или отдых | 13.30-15.30 | 14.30-16.30 | 15.15-17.00 | 15.15-17.00 |
Выполнение Д/З | 15.30-17.00 | 16.30-19.00 | 17.00-20.00 | 17.00-20.00 |
Прогулка | 17.00-18.30 | | | |
Ужин | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 | 18.30-19.00 |
Свободное время | 19.00-20.00 | 19.30-20.30 | 20.00-21.00 | 20.30-21.30 |
Приготовление ко сну | 20.00-20.30 | 20.30-21.00 | 21.00-21.30 | 21.30-22.00 |
Сон | 20.30-7.00 | 21.00-7.00 | 21.30-7.00 | 22.00-7.00 |