СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция и семинар как активные формы обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по активизации деятельности обучающихся на лекциях и семинарах.

Просмотр содержимого документа
«Лекция и семинар как активные формы обучения»

Лекция и семинар как активные формы обучения

Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

Активность или пассивность занятия определяется не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Наиболее распространенные формы обучения - лекция и семинар. Как же сделать их активными?

Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включает в рассказ фрагмент художественного произведения, в другом – документ, в третьем- использует вопросы к слушателям, в четвертом – сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т.д. Иногда полезно взглянуть на предметы с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ребенка. Иногда мы прибегаем к смещению временной перспективы: рассказываем о последующих событиях раньше предыдущих, о следствии раньше причины. Придумывая построение основной части,(а лекция, как и художественное произведение, состоит из экспозиции, цель которой – настроить учащихся на восприятие, завязки – постановки актуальной проблемы, основной части – развития мысли, приводящей к кульминации, и заключения – развязки) лекторы зачастую используют такие приемы, как антитеза, повторы, градация, риторические вопросы и т.д.

Выбирая те или иные пути построения лекции, надо помнить, что главная цель – открытие истины, которое совершает каждый ученик, и в этой деятельности не только развиваются его мышление, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.

Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в беседу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как понят материал, как формируются знания и умения учащихся, какова их эмоциональная реакция. При систематическом применении различных видов устных и письменных самостоятельных работ в процессе слушания лекции и обсуждения их результатов учащиеся работают все. Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке, стержень которого составляет лекция учителя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособность ребят в течение всего урока.

Семинар дает возможность выявить самостоятельность, ответственность, творческие способности, потому что здесь предъявляются результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы, выполненной дома или на предыдущих уроках. Но необходимо, чтобы рефераты и доклады были результатом самостоятельного творческого мышления, а не только «самостоятельного списывания» и «самостоятельного» чтения вслух списанного перед классом, который тоже «самостоятельно» слушает то, что на слух и воспринять-то невозможно.

Надо, чтобы ученик, готовясь к выступлению, овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать нужное и главное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, говорить без бумажки, устанавливать контакт со слушателями, реагировать на их эмоции при восприятии и т.д.

Второй недостаток школьного семинара – обилие пустозвонства, словесной парадности, насыщенной штампами и формулами из учебников, не воспитывающих, а развращающих старшеклассников, поскольку пафос, порожденный не искренностью чувств, а корыстным желанием приукрасить свое выступление – это фальшивка, ложь, лицемерие. Если учитель все это поощряет, то он тем самым плодит циников.

Наконец, слабым местом в организации школьных семинаров бывает неверное определение учителем главной цели учебного занятия, особенно проявляющееся в семинаре дискуссионного типа.

В чем же специфика семинара, его отличие от других видов урока?

Семинары целесообразно проводить по таким темам, где учащийся должен не просто усвоить определенные сведения, даже в системе, а найти решение проблемы. Причем проблемы, предложенные для обсуждения, должны быть актуальны, интересны как для учителя, так и для учащихся. При взаимной заинтересованности становится возможной педагогика сотрудничества.

Уроки-семинары отличает и особый характер деятельности учащихся. Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. При подготовке к нему учитель, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, учитывая их интересы и способности, имеет возможность прибегнуть к разумному «разделению труда». К уроку-семинару готовятся, как правило, все учащиеся, но каждый вносит свою долю участия. Здесь широко используются как фронтальные, так и индивидуальные (подготовка выразительного чтения, комментарии, инсценировка, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад и т.д.), а также групповые задания (подготовка задания, стенда, поиски литературы, интервью со специалистом и другие).

Если на обычном, традиционном, уроке все учащиеся в идеале должны быть готовы ответить на все вопросы темы, то на семинаре каждый отвечает за какой-либо отдельный вопрос, но отвечает персонально или как член рабочей группы, а потому ответственность для учащегося становится вполне реальной. Участие в таком уроке требует от учащегося определения своей собственной позиции, личного мнения, выявления способностей. Главная цель семинаров – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

Можно выделить три разновидности семинаров (по характеру деятельности):

  1. Развернутые выступления учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждение, как самих проблем, так и выступлений;

  2. Обсуждение докладов или рефератов;

  3. Диспут

Часто все три вида соединяются в уроке.

Возможна классификация по жанру:

  1. Семинар-беседа;

  2. Семинар-практикум;

  3. Семинар- диспут;

  4. Семинар – конференция.

Урок-семинар требует от учителя серьезной предварительной работы: продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, помочь разработать сценарий и т.д., а также большого педагогического мастерства при ведении урока.