ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.3 «Труд детей на природе. Виды и содержание труда в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает роль видов труда в формировании навыков природоохранной деятельности детей; называет виды труда и характеризует содержание труда в природе в разных возрастных группах; раскрывает педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе; характеризует формы организации труда в природе, раскрывает методику руководство трудом в разных возрастных группах.
Ключевые вопросы: значение труда в природе в формировании природоохранной деятельности; виды и содержание труда в природе в разных возрастных группах; требования к организации труда; формы организации труда детей в природе; методика руководство трудом в природе в разных возрастных группах.
ТЕМА 3. 3 «ТРУД ДЕТЕЙ НА ПРИРОДЕ. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
ПЛАН:
Воспитательно-образовательное значение труда в природе.
Виды усложнения содержания труда в природе в разных возрастных группах.
Педагогические и гигиенические требования к организации труда.
Формы организации труда.
Методические рекомендации по организации труда детей в природе.
ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Получают знания об окружающей природе: растениях, их строении, росте, требованиях к экофакторам, способе выращивания; и о животных: внешнем виде, особенностях питания, размножения, способах перемещения, приспособлениях к условиям жизни и сезонным изменениям.
Учат устанавливать причинно-следственные связи и зависимости: между живой и неживой природой.
В труде создаются условия для сенсорного развития детей.
Формируются трудовые умения и навыки по выращиванию растений, уходу за животными.
Развивается наблюдательность, любознательность, другие психологические процессы.
Заботливое отношение к животным, доброта, сочувствие.
Ответственное отношение к труду, инициативность, самостоятельность, коллективизм.
Физическое и эстетическое воспитание.
ВИДЫ УСЛОЖНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА В ПРИРОДЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
По месту проведения:
Внутренняя экологическая зона (уголок природы)
Внешняя экологическая зона (земельный участок: огород и цветник)
2.По содержанию:
3.По форме организации детей:
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
Возрастная группа | Труд в уголке природы | Труд на земельном участке |
Выращивание растений | Уход за животными | Хозяйственно- бытовой труд | На огороде, клумбе, в саду. |
младшая группа | Вызвать интерес к действиям по уходу за растениями, с помощью взрослых: - полить комнатные растения, - протиреть крупные листья | Вызвать у детей интерес к животным, к действиям по уходу за ними, с помощью взрослых: - покормить рыб и птиц. | Вызвать у детей желание - ставить и класть на место предметы быта, - убирать игрушки, - поддерживать одежду в порядке. | - поливать растения на грядках, - собирать овощи. |
средняя группа | - мыть горшки, - рыхлить почву, - опрыскивать и протирать листья кисточкой. | - мыть стенки аквариума, - давать корм и воду. | - собирать листья и мусор с участка, - расчищать дорожки от снега, - мыть выносные игрушки. | - рыхлить почву на грядках, - собирать урожай, - сажать луковицы лука, - сеять крупные семена. |
старшая группа | - переваливать растения, - пересаживать растения, - подвязывать по необходимости, - черенковать растения. | -самостоятельно кормить рыб и животных в уголке природы, - убирать остатки корма, -самостоятельно готовить корм, - заготавливать корм на зиму, -чистить клетки, - менять воду в аквариуме. | - убирать участок соответственно сезону, - подметать дорожки, веранду, - расчищать снег, - перекапывать песок в песочнице, - помогать выносить игровой материал. | - прополка огорода, - перекопка почвы, - пересадка растений, - подкормка растений, - окучивать картофель. |
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Педагогические требования:
Труд должен быть разнообразным по содержанию;
Должен сочетаться с наблюдением, а не быть самоцелью (в процессе труда необходимо формировать практические умения, навыки в единстве со знаниями);
Необходимо добиваться осознанного отношения к труду, дети должны понимать общественную значимость труда. Для этого необходимо раскрывать перед детьми цель, результат и способы их достижения.
Труд должен быть систематический и только тогда он будет педагогически ценен. Воспитатель должен присоединяться к труду каждого ребёнка.
Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться.
Гигиенические требования: (направлены на охрану здоровья детей, связаны с дозировкой физической нагрузки, подбором орудий труда).
Труд должен выполняться в гигиенически созданных условиях - предыдущая уборка, столы закрыты пленкой, свет.
Орудия труда должны соответствовать росту и возрасту детей, быть яркими.
Продолжительность труда (от характера труда, возраста детей)
Трудоёмкие операции: уборка снега, вскапывание земли, прополка:
Младшая группа - 5-7 мин.
Средняя группа - 10-15 мин. (с отдыхом).
Старшая группа - 15-25 мин.
Летом, когда жарко и зимой, когда холодно дети не трудятся.
4. Поза детей правильная;
5.Чередование видов работ (дети меньше устают, воздействует на разные группы мышц, разные анализаторы)
6. После труда вымыть руки.
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Поручения;
Дежурство;
Коллективный труд.
Поручения – возложение на детей определённого задания, которое он должен выполнить сам или с помощью взрослого (во всех возрастных группах).
Поручения необходимо связывать с интересными наблюдениями.
- кратковременные (младшая группа)
- продолжительные (старшая группа)
- с помощью воспитателя (младшая группа)
- под словесным руководством (средняя группа)
- самостоятельно под контролем (старшая группа)
- простые (1-3 операции)
- сложные (множество последовательных операций).
Коллективный труд – наиболее сложная форма организации работы. Чаще на занятиях, когда трудовые операции вводятся впервые или во 2-й половине дня.
Виды коллективного труда:
- труд рядом (младшая группа) – одинаковые действия выполняются одновременно. Связаны местом работы. Не зависят один от одного. Каждый трудится в своём темпе (посадка лука).
- общий труд – дети выполняют общую работу, но задания у всех разные (уборка уголка природы).
- совместный труд (труд по конвейеру) – делиться на ряд операций, дети зависят друг от друга. Характерно неодновременное включение в процесс труда. Последнему ребёнку нужно дать промежуточное, дополнительное задание (уборка снега на участке).
Дежурство - требует от ребенка большой степени самостоятельности. Имеет большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Вводится в старшем дошкольном возрасте.
5.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ
Особенности труда детей в природе обусловлены:
Возрастными особенностями (физические, психические);
Спецификой труда в природе.
Особенности труда в природе:
Продолжительное время действия детей проходят в игровом плане, работа проходит в игре (младшая и средняя группы).
Детей младшей и средней группы интересует и забавляет не результат действия, а сам процесс трудовых действий.
В среднем и старшем возрасте интересует не только процесс действий, но и сам результат.
Действия детей сначала поспешные, недостаточно уточнённые, часто не заканчиваются, переходят в игру. Дети не стремятся к высокому качеству труда, так как недостаточно понимают значение работы.
Детей может заинтересовать общий темп (тогда они не чувствуют усталости).
Учитывая эти особенности, воспитатель должен соответственно выстраивать свою работу:
- строго дозировать физическую нагрузку и время работы;
- своевременно использовать интерес и стремление к трудовым процессам, помочь усвоить роль каждой трудовой операции;
- сделать труд интересным.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Дети средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия.
У детей старшего дошкольного возраста (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы.
Методы трудового воспитания:
Игровой метод | Метод наглядный | Метод словесный | Практический |
Приемы | Приемы | Приемы | Приемы |
— игровая ситуация | наблюдение за трудом взрослого | объяснение предстоящей деятельности | Совместное выполнение действии с ребенком |
сюжетно-ролевые игры «Научим Хрюшу умываться» | демонстрация наиболее сложных моментов в работе; | Оценка трудовой деятельности детей | Самостоятельная трудовая деятельность (выполнение трудового действия по этапам) |
игровое упражнение «Помоги Незнайке …» | Рассматривание сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых в природе | Чтение художественных произведений о труде взрослых | |
дидактические игры: «Накроем стол для кукол» , «Кому это нужно», «Угадайте, что я делаю | Детальный показ действий | | |
| Схемы –модели, пооперационные карты | | |
ВАЖНО:
В начале работы необходимо создавать эмоциональное отношение к труду (художественно слово)
Труд связать с интересными опытами
Показать наглядно результат действий (выставка огородных культур)
Давать больше самостоятельности в выполнении работы
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.
Таким образом, в процессе руководства трудом в природе используем наглядный, словесный и практический методы.
ВИДЫ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2019 г.):
УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ
Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за растениями
Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений, поливать комнатные растения)
Выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, сажать лук, собирать овощи).
Средняя группа: сеять семена крупной и средней величины (бобы, фасоль, настурцию, тыкву, горох, редис, свеклу) сажать луковицы репчатого лука тюльпанов, нарциссов; самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай:
Старшая группа: свёкла, огурцы и горох, укроп, салат (семена смешивают с песком)
Старшая группа: пересаживать комнатные растения, выращивать рассаду капусты, томатов, цветов, сеять семена в ящик, пикировать и высаживать рассаду в грунт, перекапывать почву в огороде и цветнике, пересаживать растения из грунта в уголок природы, сажать и пересаживать многолетние растения цветника, поливать растения в зависимости от условий и потребностей.
УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ
Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за животными.
Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (кормить рыбок, птиц).
Средняя группа: совместно со взрослым осуществлять уход за животными уголка природы: кормить и поить животных, класть готовый корм в кормушки, мыть поилки, поддоны, чистить клетки, кормушки, подкармливать зимующих птиц. Совместно со взрослым менять воду в аквариуме, приводить в порядок инвентарь, который использовался в процессе труда.
Старшая группа: выполнять различные поручения, связанные с животными уголка природы (самостоятельно кормить животных, систематически менять воду и убирать остатки корма, готовить корм для животных, совместно со взрослым заготавливать корм для животных на зиму); самостоятельно добросовестно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (кормить животных)
Приложение 1
Приложение 2
Литература:
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., Просвещение, 1990.