Лекция по теме: Теоретические основы проектирования. Различие между проектной и исследовательской деятельностью».
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальными проектами должны быть исследовательские работы или проекты, направленные на развитие познавательного и научного мышления.
Проект – это индивидуальная работа, которая позволила бы студенту
самостоятельно отыскать пути достижения цели-истины.
На протяжении нескольких десятилетий особое значение для развития человека приобретали умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учило такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской и проектной деятельности. При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Давайте посмотрим, чем отличается проектная деятельность от
исследовательской деятельности в условиях новых ФГОС.
Проектная деятельность обучающегося – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая эго осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося – деятельность
учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.
Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий, собственные выводы.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».
СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.
Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.
Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.
Проект | Научное исследование |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ. Формулировка замысла проекта: |
Предварительное описание продукта проектных работ. Его соответствие условиям будущего использования. | Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка целей: |
| на решение научной проблемы (большая степень свободы |
Интерпретация целей на языке задач: |
| |
Выбор методологического инструментария |
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д. | Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности |
Проведение проектных или исследовательских работ |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию. | Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации. |
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях. Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами. Практическое использование полученного продукта | Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
Выводы:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом; есть основные этапы, характерные для исследования в научной сфере.
Главный результат исследовательской деятельности - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ.
Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.
ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение конкретного общего результата деятельности. Непременное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.