СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Социальные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован для подготовки к экзамену по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Социальные отношения"»

Лекция №1 по теме: «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

План:

  1. Социальная стратификация и мобильность.

  2. Социальные группы.

  3. Молодежь как социальная группа

  1. Социальная стратификация и мобильность.


Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними  Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт.

Страты - это большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

 Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов.

М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти.

Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

 

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия  и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

 

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

 

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй.  Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

Легенда о возникновении каст в Индии

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

 

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

 

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли — первое сословие и второе сословие) ко второй — ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

 

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

 В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

 а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодальнозависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

 

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

 а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

 

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

 Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует.  Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

 

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

 

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

 1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

 В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.











  1. Социальные группы.

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество раз­личных социальных общностей и групп.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характери­зующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Общность потребностей.

• Наличие совместной деятельности.

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само­причисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообра­зием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

- по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

- по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

- по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных об­разований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «ква­зигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальны­ми агрегациями». Для них характерна непрочность взаимо­связей между контактирующими людьми.

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажи­ры в автобусе).

Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп, во-первых, связано с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социоло­гии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая^ неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

 



Существуют следующие разновидности квазигруппы:

- аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

- фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойства квазигрупп:

+ Анонимность

+ Внушаемость

+ Социальная заражаемость

+ Бессознательность


В современных условиях, когда требуется огромная рабо­та по координации деятельности и ресурсов, возрастает значе­ние организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, дей­ствующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заве­дения, фирмы, финансовые компании, банки, правитель­ственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Группы и организации непосредственно влияют на пове­дение человека. Это влияние может быть как положитель­ным, так и отрицательным.

 

Воздействие малой группы на человека

Позитивное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век  получает  информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные  идеи  отверга­лись   большинством   потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.



  1. Молодежь как социальная группа.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

 Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

 

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

 Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная   (фр. epater   —   пора­жать,   удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

 Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.




























Лекция №2 по теме: «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

План: Дата: 10.12.16.

  1. Этнические общности

  2. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

  1. Этнические общности.

Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы  — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.  Среди этнических общностей выделяют племена, народности и нации.



Нация  — это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания.  Под единством территории следует понимать компактность проживания нации.

 

Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

 

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность осознает свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.

 Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни. На основе развития товарно-денежных отношений разрушается натуральная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут экономические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.

 Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут историю наций с древнейших времен. Им предшествуют племя и народность. Главную роль и образовании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью территории.



 В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая революция также требует углубления кооперации различных государств. Но даже в развитых странах (Канаде, Испании, Великобритании) сохраняет свою остроту национальный вопрос.

 

Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.



Корни национального вопроса — в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже геноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в колониальные страны. Одновременно началась борьба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.

 

Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, социальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохраняющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых национальных обид являются питательной почвой многочисленных межнациональных конфликтов.

 

Степень их остроты во многом зависит от характера требований национального меньшинства. Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных независимых государств, поэтому межнациональный конфликт вылился здесь в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы - католики требуют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, например культурной автономии или установления подлинного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы национального противостояния.

 

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) националистические силы взяли курс на отделение от России.

 

К кровавой резне привел северо-осетино-ингушский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе территории, отобранные у них еще в годы Великой Отечественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и правительству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.

 

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство. но долгое время не предпринимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федеральные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения в нескольких российских регионах. Правительство оказалось неспособным разрешить кризис военным путем, вызвав волну протеста как в России, так и за рубежом. Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии и неподготовленность командования федеральными силами к руководству военными действиями в горных районах. Банкротство подобной стратегии сделало необходимым мирное урегулирование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руководство Российской Федерации и сепаратисты договорились о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о политическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. захватить ряд районов Дагестана началась вторая чеченская кампания. В течение осени 1999 — весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международными правозащитными организациями (так, Парламентская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории республики (за исключением горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи политического урегулирования: восстановление экономики Чечни, создание органов новой власти (в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократических выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.

 

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных республик, а ныне независимых государств, русскоговорящее население оказалось на положении национального меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются дискриминационные законы о гражданстве, о государственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не предпринимали адекватных мер по защите наших соотечественников.

 

Большую проблему представляют многочисленные русские беженцы из Средней Азии, Закавказья, Казахстана, вернувшиеся на родину из районов военных конфликтов и национальной нетерпимости.

 

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

2. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.


Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
     Уровни межэтнических взаимоотношений:

1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;

2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.


В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).

     Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.  

Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).

     «Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. 
     Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек. 

Израэл Зангвилл (1908):

     «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».

     Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.

     Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка). 

     Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. 
     При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.

     Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. 

 С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.

     Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. 
     Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
     Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. 
     Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.  
     Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
     Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
     Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. 
     Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
     Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
     В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение). 
     Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
 Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
     Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

 Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами. 
     Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
     Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

     1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);

     2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 
     3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
     4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.  
     5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
     6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Типы межнациональных конфликтов:
       1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 
     2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);

     3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения. 

Способы разрешения: 
         1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
     2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 
     3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
     4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 
     5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Часть 1

(Ответами к заданиям 1-20 являются слово или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов).


  1. Запишите слово, попущенное в таблице.

Типы развития общества

Тип

Характеристика типа

Прогресс

Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации.

Ответ: ________________

  1. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Ценности и нормы; стандарт поведения; социальный контроль; социальный институт; мораль и нравственность.

Ответ: _________________

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные институты.

  1. Государство; 2) семья; 3) социализация; 4) санкции; 5)церковь; 6) образование.

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



Ответ:


  1. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек представляет собой биосоциальное единство.

  2. Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека.

  3. Физические качества, заложенные природой, невозможно совершенствовать в обществе.

  4. Положительные социальные качества, сформированные в обществе, никогда не деградируют.

  5. Личность может сформироваться без воздействия окружающего социума.

Ответ: _____________

  1. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отличительные признаки Типы обществ

А) преобладает натуральное хозяйство 1) Аграрное

Б) высоко развита сфера услуг, наука, 2) Индустриальное

образование, здравоохранение. 3) Постиндустриальное

В) создается крупное машинное производство

Г) формируется представительная демократия

Д) существует жесткая сословная иерархия

А

Б

В

Г

Д






Ответ:


  1. В конституции страны указано, что страна Z социально ориентированное государство. Какие факты свидетельствуют о том, что данное положение конституции реализуется на практике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. На выборах главы государства действует принцип «один человек – один голос».

  2. Граждане, достигшие возраста 21 год, имеют право баллотироваться кандидатом в депутаты законодательного собрания страны.

  3. Граждане страны, воспитывавшиеся в детских домах, после достижения совершеннолетия бесплатно получают жилье.

  4. Государство индексирует размер минимальной оплаты труда в привязке к темпам инфляции.

  5. В стране действует многопартийная система.

  6. В стране бесплатное образование и медицинское обслуживание.

  1. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Достигается низкий, почти нулевой уровень безработицы.

  2. Социальная мобильность искусственно сдерживается государством.

  3. Наблюдается слабая заинтересованность работника в результатах своего труда.

  4. Личный интерес – главный мотив экономического поведения.

  5. Конкуренция прямо влияет на формирование цен и заработной платы.

Ответ: ____________________

  1. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры налогов Виды налогов

А) акцизный сбор 1) прямые

Б) на прибыль 2) косвенные

В) на перемещение товаров через границу

Г) на доход

Д) на имущество

А

Б

В

Г

Д






Ответ:


  1. Что из приведенного в списке используется в качестве источника финансирования системы социального обеспечения РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Привлечение кредитов

  2. Средства обязательного социального страхования (пассажиров, ОМС)

  3. Средства бюджетов различных уровней

  4. Средства добровольного социального страхования

  5. Средства инвестиционных фондов

  6. Средства от выпуска и размещения облигаций государственного займа.

Ответ: ____________________

  1. На графике изображено изменение спроса меховых курток на потребительском рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. На графике Р – цена товара, Q – количество товара.

P



Q

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. По прогнозам синоптиков, ожидается затяжная и холодная зима.

  2. Меховые изделия вышли из моды.

  3. Переизбыток продавцов данного вида товаров на рынке.

  4. График отражает сезонные колебания объемов покупок меховых курток, связанные с изменением времени года.

  5. Сокращение количества звероферм и охотничьих хозяйств и угодий.

Ответ: __________

  1. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В индустриальном обществе социальная мобильность ниже, чем в традиционном.

  2. Вертикальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне.

  3. В современном обществе образование как социальный институт выполняет функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную восходящую мобильность.

  4. В условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, роль образования, как фактора, влияющего на мобильность, существенно возрастает.

  5. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

Ответ: _______________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!