Макарова Светлана Семеновна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Никольская СОШ»
«Лэпбук как инновационная технология обучения в условиях реализации ФГОС »
ФГОС ориентирует педагогов на создание благоприятных условий для развития учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, на построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Одним из основных направлений современного образования является «научить учиться». Перед учителем стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное – умение отбирать необходимую информацию для решения поставленного вопроса. Каждый педагог старается найти новые средства и методы. Одним из средств достижения цели образования может стать использование на уроках и во внеурочное время технологии создания лэпбука, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий.
Новизна данной технологии заключается в том, что для учеников лэпбук это своего рода «игрушка», в которой скрыто много интересных элементов, раскрывающихся во взаимодействии.
Актуальность – лэпбук прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень интересен и занятен.
Цель использования лэпбука – получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
Лэпбук может быть изготовлен как учителем, так и совместно с учениками. Этот творческий процесс захватывает детей и позволяет им проявить себя. К изготовлению лэпбука можно привлекать и родителей.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение школьников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении, удобен для работы над мини – проектами.
Лэпбук в переводе с английского языка означает «книга на коленях». Это самодельная папка с кармашками различных видов, с подвижными деталями, вынимающимися и раскрывающимися листочками, мини – книжками и т.п., в которых находится информация - рисунки, тексты, игры, викторины и т.д. Создавая лэпбук, учащиеся находят необходимый материал, систематизируют его и преподносят в занимательной форме.
С чего начать создание лэпбука?
Технология изготовления состоит из нескольких этапов:
- выбор темы,
- постановка целей и задач,
- подбор содержания,
- продумывание игр,
- подбор картинного и иного материала,
- разработка форм подачи материала (двигающиеся детали, раскрывающиеся кармашки, гармошки и т. д.),
- выбор основы, подготовка элементов,
- выбор расположения деталей, компоновки листов,
- сбор интерактивной папки.
Что необходимо для создания лэпбука?
Обычная бумага
Цветная бумага
Картон
Краски, фломастеры, цветные карандаши и т.д
Ножницы, степлер, скотч и т.д.
При составлении лэпбука нужно помнить о следующих правилах:
- содержание лэпбука должно соответствовать теме и быть полезным;
- информация должна быть достоверной;
- доступная структура подачи материала;
- красочность и эстетичность оформления.
Составить лэпбук по прочитанному произведению учащимся бывает несложно: читаем произведение, разбираем сюжет, составляем словарик незнакомых слов, даем характеристику героям, сравниваем, сопоставляем, создаем иллюстрации, продолжение произведения и т.д.
Я представляю вашему вниманию лэпбук на тему: «Писатели – друзья детства».
В ходе проектной деятельности были определены:
Цель: - образовательная: расширение знаний о жизни и творчестве детских писателей;
- развивающая: развитие познавательной активности, креативного мышления.
- воспитательная: воспитание интереса к детской литературе, формирование самостоятельности.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными целями и задачами. .
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, преобразовывать информацию из одной формы в другую, систематизировать и структурировать информацию.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; участвовать в организации и осуществлении групповой работы.
Предметные результаты: умение анализировать текст, обогащение словарного запаса, умение оценивать поступки героев, умение делать характеристику литературного героя по плану.
Лэпбук «Писатели – друзья детства» учащиеся представили в следующем виде:
«Будем знакомы!» - материал Википедии о детских писателях - юбилярах 2018 года (книжка – раскладушка);
Детские книги – юбиляры 2018 года (записная книжка);
Напиши письмо любимому герою и отправь по почте( кармашек –почтовый ящик);
Охарактеризуй героя произведения (книжка – фотоальбом);
Почувствуй себя писателем! - продолжи рассказ или напиши его финал (книжки - малышки);
А знаете ли вы?.. – викторина (книжка – гармошка);
По следам литературных героев – кроссворд (книжка – раскладушка)
Игра «Пятнашки» - собери фамилии детских писателей;
Для младших школьников
- ребусы (веер);
- угадай рассказ по иллюстрации (книжка-раскраска);
- игра «Кто нянчил глупого мышонка?» (кинопленка с фигурками).
10. Флеш- носитель с фильмами и мультфильмами по произведениям детских писателей
Использованная литература:
Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”.-https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
Рыкова А. Лэпбук, как передовой и эффективный метод обучения http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/lepbuk-kak-peredovoj-i-effektivnyj-metod-domashnego-obucheniya
Сайт Психологическое зеркало: www.psixologicheskoezerkalo.ru