СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование лэпбука на уроках в начальной школе и на уроках географии даёт возможность учениках представить свой материал не обычным обыденным сообщением, а проявить творчество ! Детям очень нравится, они с удовольствием приняли эту форму работы!

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС»

Л Э П Б У К как средство обучения в условиях ФГОС









ГЛОТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

МКОУ «СОШ с. МАКАРОВО»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ГЕОГРАФИИ

телефон 89500798097





2018 г.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках в начальной школе и географии методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

В начале предлагаю разобраться, что же означает понятие «лэпбук».  

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна  Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

    В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ученики собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

      Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку (в моём кабинете все работы учащихся хранятся в доступном месте, поэтому готовясь к уроку, дети могут подобрать разный материал).

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах или в паре, где одновременно будут заняты несколько учащихся. Таким образом, всем участникам приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

И это просто интересно!

Лэпбук – разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1. Целеполагание (выбор темы)

2. Разработка лэпбука (составление плана)

3. Выполнение (практическая часть)

4. Подведение итогов

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности.

      Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

      Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)

  • техническую (фото, видео)

  • информационную (сбор информации для лэпбука)

  • мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе)

      Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

  • добровольное присоединение школьников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?

       Во-первых,  лэпбук помогает ученику по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В результате индивидуальной работы, собирая информацию по одной теме, учащиеся не только повторяют изученный материал, но и достаточно много интересного находят дополнительно, чем с удовольствием делятся на уроках с одноклассниками дополняя работы друг друга.

      В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

      В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для учащихся начальной школы – кармашки с карточками, фигурками животных, складывание гармошкой, конвертики, рисунки, а старшим детям – графики, диаграммы, фотографии и т.д.)

        Ну и, в конце концов, это просто интересно.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;

  • договариваться со  сверстниками;

  • распределять обязанности;

  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

  • используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию

  • структурирует большой объем данных

  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию

  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым

  • развивает креативность и творческое мышление

  • простой способ запоминания

  • объединяет людей для увлекательного и полезного занятия

  

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты учитель понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Если мы говорим о предмете «география», то учащиеся развивают не только свой пассивный словарный запас при поиске информации, но и активный, ведь отстаивая свою точку зрения, они пользуются материалом, который они нашли и отобразили в лэпбуке. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание. Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) мои ученики осуществляют дома, но при консультации со мной. Конечное же, создание лэпбука желательно осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. Но практика показала, что и в результате домашней подготовки учащиеся довольно серьёзно относятся к выполнению работ, подбирая информацию к темам, выделяют нужные материалы и грамотно доносят её до слушателей. Работы получаются красочными, оригинальными, полезными.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.









Список использованной литературы



Интернет ресурсы:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Лэпбуки. Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

3. http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

4. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei

5.    https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


Тема: Комнатные растения (окружающий мир, 2 класс)

Цель: Изучить популярные виды комнатных растений, их родину, размножение; правила ухода; научиться ухаживать за комнатным растением, создание лэпбука .

Знать: названия популярных комнатных растений и их внешний вид;

Понимать: почему комнатные растения остаются зелеными круглый год (происхождение);

Применять: уметь называть основные комнатные растения;

Анализировать особенности жизни комнатных растений и ухода за ними;

Синтез: осуществлять практическую работу по сбору информации о растении;

Оценка: роль комнатных растений в жизни человека.

Методы, используемые на занятии: рассказ, беседа, наглядный метод (наглядность), упражнение, проектная деятельность.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Литература, которой пользовалась при проектировании урока: учебник «Окружающий мир» 2кл. 1ч. (Автор: Плешаков А.А), Атлас-определитель «От земли до неба» (Автор: Плешаков А.А), рабочая тетрадь к учебнику.

Оборудование учителя: доска, учебник, атлас-определитель, печатная тетрадь, конспект, лэпбук «Комнатные растения» .

Оборудование учащихся: учебник, печатная тетрадь, атлас-определитель, ручка, карандаш, клей, ножницы.








Ход урока

Этап урока

Содержание обучения

(деятельность учителя и учащихся)

Методы, приемы и средства обучения

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Надеюсь, вы будете хорошо себя вести, не баловаться и не шуметь, слушать внимательно и выполнять все задания.

Для урока вам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель. Всё это должно лежать с краю вашего рабочего места.

Метод: словесный

Приемы: активизация внимания

Средство: слово учителя

II.Основной этап

1) Актуализация знаний, сообщение целей урока


Посмотри, мой милый друг, Солнце светит золотое,

Что находится вокруг? Гром, туманы и роса.

Поле, речка и трава Ветер листьями играет,

Горы, воздух и листва, Тучка в небе проплывает.

Небо светло-голубое, Человек и время года -

Птицы, звери и леса, Это всё вокруг ……(природа)

Итак, ребята, какое время года за окном? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей:осень)

Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят осенью. (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: похолодало, птицы улетели в тёплые края, растения засыпают, листья опали, животные уходят в зимнюю спячку)

А каких цветов стала природа за окном? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: серых, не зеленых, тусклых)

И, правда, летом за окном были зеленые листья, а сейчас деревья сбросили их.

А где же зимой мы можем встретить растения, которые создают нам радостное настроение? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: дома, в классе, в помещениях)

На моём окошке настоящий сад!

Крупные серёжки фуксии висят….

Вспыхнул «угольками» скромный огонёк.

Весь под волосками кактуса пенёк.

А как называются такие растения? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: комнатные)

А почему же они не сбросили свои листья на зиму? Сегодня мы с вами это узнаем. Какова же тема нашего урока? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: комнатные растения)

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир комнатных растений с помощью такой загадочной книжки-раскладушки, которую вы видите на доске.

Какие же интересные тайны она скрывает?

Метод: словесный, беседа, иллюстрация, упражнение

Приемы: активизация внимания, мышления, памяти и воображения

Средство: слово учителя, доска с наглядностями, практическое задание



3) Работа над темой урока
























































































  1. Почему комнатные растения носят такое название?

  2. Почему комнатные растения зелёные круглый год?

Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном, и комнатные растения. Чем они похожи? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: у них есть корень, листья, стебли/стволы, цветки с семенами, плоды)

А чем различаются? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: комнатные не сбрасывают листья, не уходят на зиму в состояние покоя, могут цвести круглый год)

А почему же комнатные растения остаются зелёными круглый год? Давайте найдем ответ в учебнике. Откройте учебник по закладке, страница 76.

Давайте прочитаем его, чтобы узнать, откуда же к нам пришли комнатные растения. Посмотрите на текст под картинками.. (учитель просит ученика прочитать)

Итак, почему же комнатные растения остаются зелёными круглый год? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: потому что их родина – тёплые страны, им не нужно готовиться к зиме)

И действительно, в тропических и субтропических лесах, в пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные. Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность.

Закройте учебник. Положите его на край парты.

2) Появление комнатных растений, их роль для человека

Ребята, как вы думаете, почему вообще появились комнатные растения? Почему их начали выращивать? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: для красоты, для пользы, для кислорода)

Люди с давних пор украшают свой дом растениями. Этот обычай возник в странах с холодной зимой. Поначалу, в зимнее время стали выращивать лекарственные растения, чтобы они были всегда под рукой, ведь тогда еще не было аптек и других лекарств (микстур, таблеток). Затем, их стали выращивать просто для красоты.

Путешественники стали привозить растения из разных стран, так у нас в домах появились тропические растения.

Давайте посмотрим в атласе – определителе, откуда же прибыли к нам эти красавцы.

(стр. 22 – 31)

Существуют специальные места, где разводят растения. Кто знает, как они называются? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: оранжерея)

Правильно.

Ребята, чем полезны растения в наших домах? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: они украшают дом, есть лекарственные растения, они очищают наш воздух) Верно. Растения выделают необходимый для жизни кислород. Это очень важно для жизни человека!


3) Популярные комнатные растения.

Какие комнатные растения вы знаете? (осущ.фронтальная форма работы)

У кого дома есть комнатные растения?

Вы знаете, как они называются? (осущ.фронтальная форма работы)

А вы знаете, как называются растения, которые находятся у нас в классе? (осущ.фронтальная форма работы; учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

Давайте обратимся к атласу-определителю. Откройте его на странице 22.

Какие перед нами растения? Прочитайте название.

Вам знакомы эти растения? Где вы их видели ? (осущ.фронтальная форма работы)

Откройте свои рабочие тетради на странице 54. Посмотрите на задание под номером 3. Сейчас мы узнаем про некоторые популярные комнатные растения и по ходу создадим лэпбук про наши растения.

4) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (15 мин)

Каждая группа получает заготовки для создания лэпбука:

ФИКУС, ХЛОРОФИТУМ, САНСЕВЬЕРА.

5) представление проектов

Готовые детские лэпбуки вставляются в общий лэпбук

6) Уход за комнатными растениями

Чтобы наши цветы не погибли, а продолжали радовать нас каждый день, надо учиться ухаживать за ними.

А как нужно ухаживать за растениями? Какие существуют правила? (осущ.фронтальная форма работы; ответы детей: поливать)

(на доске появляется памятка) Ребята, я создала вот такую памятку по уходу. Правильная ли она? Прочитаем её. (учитель просит несколько человек вслух прочитать пункты памятки)

Чтобы это узнать, давайте обратимся к учебнику. Откройте учебник на странице 78.

Прочитаем по пунктам правила ухода за комнатными растениями. (ребята сравнивают пункты памятки на доске и в учебнике, приходят к выводу, что все составлено правильно)

Угадай растение

А сейчас мы поработаем в парах.

Каждая пара получила вот такой конверт (учитель демонстрирует конверт) В конверте вы найдете изображение комнатного растения. Но не все так просто, чтобы узнать, какое это растение, вам необходимо собрать картинку из частей – пазл.

После того, как вы с партнером соберете картинку, вам необходимо найти это растение в атласе-определителе и заполнить карточку, которая так же лежит в конвертах.

Приступайте к работе. На работу у вас есть 5 минут

(учащиеся получают 3 различных вида конвертов: калла, монстера, колокольчик и задание: вставить пропущенные слова; на работу учащимся выделяется 5 минут)

Итак, время вышло. Давайте проверять.


Метод: словесный, беседа, иллюстрация, упражнение

Приемы: активизация внимания, мышления, памяти и воображения

Средство: слово учителя, доска с наглядностями, практическое задание





III. Заключительный этап

1) Подведение итогов

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Чем мы сегодня занимались?

Почему комнатные растения вечнозеленые?

Какие растения есть в нашем классе?

Как нужно ухаживать за растениями?

Чем же важны для нас комнатные растения?

2) Рефлексия

Сейчас вы получите квадратики со столов, нарисуйте на них смайлики:  - если вам понравился урок, вы многое запомнили и научились делать,  - если урок не понравился (учащиеся прикрепляют к конвертику на доске)

Вы сегодня очень хорошо поработали!

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 76-79, Р.Т.№2,5

Спасибо за урок!
























ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!