1. Лэпбук "Моя малая Родина - село Неволино"
2. Автор дидактической разработки: Голдина Людмила Евгеньевна, учитель-логопед.
3. Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.
4. Цель: расширение представлений детей о малой Родине – селе Неволино, развитие речи и неречевых психических процессов детей старшего дошкольного возраста, развитие самостоятельности.
5. Задачи:
- закреплять представления о достопримечательностях села Неволино;
- закреплять знания о гербе и флаге села Неволино; о символическом значении цветового сочетания и образов в них;
- закреплять умение рассказывать стихотворение по серии картинок;
- формировать представления о себе, как о жителе села Неволино;
- воспитывать любовь и уважение к родному селу;
- развивать умение разгадывать ребусы, логическое мышление, сообразительность;
- углублять и расширять знания о различных видах животных и их жилищах;
- развивать память, мелкую моторику кистей рук;
- закреплять знания детей о деревьях, растущих в селе, умение различать их и находить нужное растение;
6. 7. 8. Наполняемость, игровая деятельность, описание возможностей использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей.
Игра "Достопримечательности села Неволино"
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях села Неволино, развитие связной речи, пространственное мышление.
Материалы: парные изображения достопримечательностей села Неволино.
Количество игроков: не ограничено
Ход игры:1 вариант.
Из набора перевернутых иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей села ребенку предлагается выбрать две, перевернуть их. Если изображения одинаковы, то ребенку предлагается рассказать о данной достопримечательности. Если иллюстрации не одинаковы, то они снова переворачиваются и ход передаётся другому игроку.
Выигрывает тот игрок, у кого больше пар.
2 вариант: Д/и «Дверная скважина»
Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Игра "Было - стало"
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях села Неволино, развитие чувства времени.
Материалы: изображения достопримечательностей села в разных временных отрезках.
Количество игроков: до количества парных картинок.
Ход игры:
Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей села ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках. Ребенок рассказывает о данной достопримечательности и объясняет, почему ее выбрал.
Игра "Символика села"
Цель: закрепление знаний о гербе и флаге села Неволино.
Материалы: изображение герба и флага города, состоящее из 4-8 фрагментов
Количество игроков: от 2 до 4 человек
Ход игры:1 вариант
Фрагменты перемешиваются, дети собирают из них картинку.
2 вариант: Описать герб и флаг села Неволино и рассказать, что они обозначают.
Игра "Расскажи стихотворение"
Цель: составление предложения по схеме, рассказывание стихотворения по серии картинок.
Материал: серия картинок по стихотворению «По грибы не ходит кошка» поэта села Неволино Феофана Липатова.
Количество игроков: не ограничено
Ход игры:воспитатель читает стихотворение Ф. Липатова «По грибы не ходит кошка». Ребята рассматривают серию картинок и пытаются воспроизвести стихотворение с помощью созданных схем.
Игра "Путешествие по селу Неволино"
Цель: формирование представления о себе, как о жителе села Неволино, воспитание любви и уважение к родному селу.
Материалы: игровое поле, кубик, фишки, жетоны
Количество игроков: 4 ребенка
Ход игры:Проводит игру взрослый или ребёнок с высоким уровнем знаний о селе. Перед первой игрой рассмотреть игровое поле с картинками, побеседовать по ним.
С помощью кубика определяется очередность игроков и число ходов. Если после хода игрок попадает на иллюстрацию достопримечательности, то рассказывает о ней и за это получает жетон. Побеждает тот, кто первым придёт к финишу. Участник, имеющий больше всего жетонов за правильные ответы (жетон даётся за верно названую достопримечательность) становится вторым победителем.
Игра "Ребусы о Родине"
Цель: развитие умения разгадывать ребусы, логическое мышление, сообразительность.
Материалы: карточки с ребусами.
Ход игры: Ребёнку нужно разгадать ребус.
Игра "Чей домик?"
Цель: углубление и расширение знаний о различных видах животных и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Развитие памяти, мелкой моторики кистей рук.
Материалы: коробки с изображением животных и местом их обитания.
Ход игры: дети разбирают коробки и перемешивают. На время все игроки находят "домик" каждому животному, в конце проверяется правильность нахождения "домика" каждому животному. Кто быстрее и правильнее найдет животному свой "домик" тот выиграл.
Игра"С какого дерева листок"
Цель: закрепление знаний детей о деревьях, растущих в селе,
умение различать их и находить нужное растение. Развитие познавательного интереса детей, внимания, наблюдательности, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитание любознательности.
Варианты игры.
1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3.Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Игра "Домино"
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях села Неволино; развитие пространственных представлений, развитие умения точно употреблять слова « левее», «правее», «выше», «ниже», «между».
Материалы: карточки домино с изображением достопримечательностей.
Ход игры: дети по очереди выкладывают карточки-домино таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший карточку.
Усложнение: С получившимся «лабиринтом» тоже можно поиграть. Угадываем достопримечательности по их месту расположения в «лабиринте домино»: «Моя достопримечательность находится выше, чем дом купца Кулыгина и ниже, чем Неволинский могильник»
9. Результативность использования лэпбука.
Разработанный мною лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем поможет быстро освежить в памяти пройденную тему.