Лэпбук «Речевичок» - раскладная двухсторонняя многофункциональная папка с кармашками.
1 сторона
2 сторона
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 293 комбинированного вида»
Дидактическое пособие для детей 5-7 лет, группы коррекционной направленности
Лэпбук «Речевичок»
Образовательная область «Речевое развитие»
Авторы: воспитатели первой квалификационной категории
Куртасова Оксана Александровна
Загороднева Наталья Григорьевна
МКДОУ д/с № 293
Ленинский район
Новосибирск 2019
Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.
Проблема развития речи является актуальной, в настоящее время, за счет увеличения числа детей имеющих различные нарушения речи. Работая в коррекционной группе, мы заметили, что у некоторых детей отсутствует мотивация к познавательной и речевой активности. Поэтому решили разработать современное дидактическое пособие – лэпбук. Которое привлекало бы внимание детей, и вызывало интерес к изучаемому материалу, а также активно способствовало развитию речи детей.
Кроме того, данное пособие существенно облегчает коррекционную работу воспитателя, т. к. в ней комплексно подобран материал.
Цель: Совершенствование системы работы воспитателя с детьми по речевому развитию, через подбор материала, состоящий из различных упражнений, загадок, чистоговорок, мнемотехники и многое другое.
Задачи
1. Развитие слуховой и зрительной дифференциации звуков у дошкольников.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей.
3. Развитие артикуляционной моторики и подвижности речевого аппарата.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Развитие межполушарного взаимодействия (кинезеологические упражнения).
6. Развитие речевого дыхания, просодико-динамической стороны речи.
7. Развитие фонематических представлений (звуко-слоговой анализ и синтез слов).
8. Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
9. Развитие звуковой культуры речи.
10. Обучение пересказу детей с опорой на текст.
11. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Лэпбук «Речевичок» представляет собой самодельную, многофункциональную раскладную папку. Она имеет две стороны, красочно оформлена, изготовлена в виде паровоза с вагончиками. В каждом вагоне имеются «информационные окошки» (прозрачные кармашки для практического материала).
Данная папка является информационной, используется педагогом для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Лэпбук предназначен для детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста, коррекционной группы. Также дидактическое пособие может использоваться и в общеразвивающих группах, с частичным изменением наполняемости картотек, возрастных норм и требований.
Вагон 1. Титульный лист - название папки, лэпбук « Речевичок».
а) Игра с фишками состоит из кружков 3 цветов: синего, красного, зелёного.
Педагог совместно с детьми проводит звуковой анализ слова.
С помощью этой игры ребенок учится: составлять слово, определять место звука в слове, определять на слух гласный, согласный, мягкий, или твердый.
Вагон 2. а) «Алфавитинск» - таблица букв и звуков.
б) «Алфавит» – это совместная игра педагога с детьми.
В этой игре представлены карточки с буквами трёх цветов: красного, синего, зеленого.
Педагог через игру знакомит детей с буквами русского алфавита.
Вагон 2 – изображение
Вагон 3. а) Картотека дифференциации звуков.
В ней представлены карточки с картинками, и стихотворениями на определённый звук твёрдый и мягкий.
б) Картотека чистоговорок.
Включает в себя: мини-карточки с определенным звуком, подходящей картинкой и чистоговоркой.
Цель: развитие фонематических представлений.
Вагон 3- изображение
Вагон 4. а) Картотека фонематических потешек.
Включает в себя рисунок и потешку с определёнными созвучными двумя звуками.
б) Картотека скороговорок.
Включает в себя карточки с красочными иллюстрациями. На каждой карточке прописаны несколько скороговорок, и небольшое задание для ребёнка, на закрепление определенного звука.
Цель: развитие речевого слуха, тренировка дикции.
Вагон 4 - изображение
Вагон 5. а) Картотека фразеологизмов.
Совместная игра с детьми тему: загадочные слова, крылатые фразы, и выражения.
Включает в себя картотеку фразеологизмов с названием, картинкой, стихотворением по теме, а так же со значением данного фразеологизма.
б) Картотека речевых пятиминуток.
Она подобрана по лексической теме. В ней содержатся: пальчиковая гимнастика, дидактические игры («Вьюга», хороводная игра «Снежная баба» и т.д.), координация речи с движением, физкультминутки, речевые упражнения и др.
Цель: развитие зрительного внимания, речевого дыхания, мелкой моторики рук.
Вагон 5 – изображение
Вагон 6. а) Картотека считалок.
Здесь представлены красочные иллюстрированные считалки, картинки соответствуют тексту.
б) Картотека пальчиковых игр.
В каждой карточке содержится четыре пальчиковые игры по лексической теме.
Цели: развитие памяти и чувства ритма, развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.
Вагон 6 – изображение
Вагон 7. Картотека артикуляционной гимнастики.
В одной карточке содержится несколько комплексов упражнений с названием, описанием и картинкой к каждому упражнению.
Цель: Совершенствование артикуляционной моторики и подвижности речевого аппарата.
Вагон 8. а) Картотека упражнений по лексической теме, направленных на развитие связной речи у ребенка.
Она включает: текст по лексической теме, загадку, задание, вопросы по теме, пословицу или поговорку.
б) Картотека «Мнемотехники», направлена на запоминание текста с опорой на схему.
В одной карточке содержится несколько схематичных рисунков, соответствующих словам в тексте. На обратной стороне карточки написано само произведение (стихотворение, сказка).
Цели: расширить словарь детей по лексической теме, обучение пересказыванию с опорой на текст.
Вагон 9. Звукотаблица
Включает в себя задания, направленные на отработку определённого звука.
На карточках изображения нескольких предметов и инструкция по применению.
Цель: Автоматизация и дифференциация в отработке звука в словах и предложениях.
Вагон 9 – изображение
Вагон 10. а) Картотека физкультминутки и динамические паузы.
В каждой карточке прописаны слова стихотворения и соответствующие движения.
б) Картотека кинезиологических упражнений.
Она включает в себя упражнения способствующие активизации мыслительной деятельности.
Цели: снятие утомляемости и повышение умственной работоспособности детей, развитие межполушарного воздействия.
Вагон 11. Картотека массажа по методике профессора Ф.Р. Ауглина.
В ней представлен комплекс упражнений интеллектуального массажа в игровой форме. На каждой карточке прописаны веселые стихотворения, и методика применения упражнений.
Цель: стимуляция коры головного мозга за счет массажных действий.
Вагон 12. Картотека дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
Карточки с названием, описанием и методикой применения упражнений.
Цель: профилактика простудных заболеваний, развитие органов дыхания.