СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес- природное сообщество. Жизнь леса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. За презентацией пишите лично.

Просмотр содержимого документа
«Лес- природное сообщество. Жизнь леса»

«Лес – природное сообщество. Жизнь леса»

Цели: формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество». Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения и животных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

- Ребята, отгадай те загадку.

(Слайд№1

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной  опять оживает.

  Иллюстрация леса.)     - Лес.

- Что же такое лес?

(Дети отвечают.)

- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

(Читает Ландграф Кристина)

   «Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

     Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

   Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

   Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

    Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

   Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Итак, что же такое лес?

(Ответы детей)

- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших  глаз.

- Лес называют природным сообществом.

III. Сообщение темы и цели.

- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

- На какое слово оно похоже?

- На слово «общество».

- Как образовано слово «сообщество»?

-С помощью приставки со-.

- Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос:

 «Что же такое природное сообщество».

(Слайд № 2   «Лес – природное сообщество»)

Знакомство с новым материалом

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Птицы, звери.

И прочие твари.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

- Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный.  Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

Фронтальная работа.

- Как вы сами думаете, что же это такое?

(Дети высказываются)

- Какой ярус самый высокий?

Деревья. 

- Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

- В лесу много деревьев, вы их все знаете

(Выше всех высокие светолюбивые деревья (ель, дуб, клен, сосна).

под покровом высоких деревьев расположены низкорослые (осина, ольха, рябина, ива). Они способны жить в тени и при этом комфортно себя чувствовать.)

-Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

- Кустарники.   (Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

 (Слайд № 6)

(малина, лещина, шиповник, калина). Из-за своих скромных размеров эти растения всегда будут оставаться внизу, под деревьями. Поэтому ярус кустарников еще называют подлеском.)

- Что находиться ниже кустарников?

- Травы. 

(Слайд № 6 Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

- Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

(Лесные травы отличаются хорошей теневыносливостью и способны обходиться без яркого солнечного света.)

(Слайд № 6 Иллюстрации черники, брусники.)

Последний ярус – почва с расстилающимися мхами и лишайниками. Эти растения способны впитывать много влаги долго удерживать ее. Тем самым они создают идеальные условия для других растений.

На какие группы можно разделить всех животных?

- Звери, насекомые, птицы.

 (Слайд № 7)

- На какие группы можно разделить всех животных по питанию?

-Хищники, травоядные, всеядные.

(Слайд № 8)

Сообщение ученика:Ярусное расположение деревьев в лесу наложило свой отпечаток и на проживающих здесь животных. В верхнем лесном ярусе обитают насекомые, которые питаются почками и листьями.

Особенно много различных насекомых обитает в густой кроне дуба. Здесь можно встретить таких насекомых как жук-олень, дубовая листовертка, желудевый долгоносик, майские жуки и другие насекомые.

В верхнем ярусе обитают и птицы, для которых насекомые служат пищей. Прежде всего, это дятлы, щеглы, зяблики. В густых зарослях деревьев, скрываясь от хищников, они вьют себе гнезда и выращивают потомство. Также в верхних ярусах леса охотятся пернатые хищники: сокол, сова, филин, ястреб.

Во втором ярусе обитают синицы, снегири, дрозды, а также такие мелкие лесные зверьки как бурундуки и белки. Здесь они добывают себе пропитание и находят укрытие от врагов.

В зарослях кустарников скрываются крупные млекопитающие: лисы, волки, кабаны, олени. В траве обитают грызуны, ежи, ящерицы, змеи. В лесной подстилке они находят улиток, клещей, червей. В почве живут землеройки, кроты.

-Какие особенности строения и приспособления к условиям жизни мы можем отметить у представителей животного и растительного мира леса?


-Отгадайте загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …….  (Подосиновик)

 - Подосиновик – это не кустарник и не трава. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб?

- Чаще всего он растет рядом с осинами.

- Какие еще грибы вы знаете?

-На какие группы можно разделить все грибы?

- На съедобные и несъедобные.

(Слайд №10 Иллюстрации грибов)

- Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность.

- А какую? Мы узнаем послушав сообщение которое для нас подготовил ……..

(экологическая миутка)

Характерной особенностью многих видов грибов является то, что они годами растут на одних и тех же местах, за исключением случаев, когда при сборе была разрушена грибница. Поэтому очень важно, найдя гриб, не вырывать его из почвы! Начинающим грибникам можно посоветовать срезать ту часть гриба, которая находится у основания, т.к. если срезать часть гриба, что находится над землей.

При сборе грибов также необходимо учитывать возраст гриба, старые и червивые грибы собирать не стоит, так же как и крошечные "пуговки". У только пробившихся грибов еще не проявились характерные признаки вида, так, что их трудно бывает опознать и отличить от ядовитых и опасных двойников. Не надо взрыхлять почву, разрывать или обдирать мох, чтобы обнаружить в нем все крошечные грибочки до последнего.

 Грибы предпочитающие место обитания на деревьях, ножки, как правило, жесткие и невкусные, поэтому принято срезать только их шляпки. Такой способ сбора грибов способствует формированию нового обильного урожая на том же месте.

 Чистить грибы от грязи изъеденных краев или червей нужно прямо на месте, причем очень тщательно. Кроме этого необходимо также сразу снимать кожицу у шляпки гриба, если она очень скользкая, слизистая (как, например, у масленка).

-Все рекомендации, которые вы сейчас услышали, постарайтесь запомнить

  Физкультминутка

(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)

(Слайд №12)

- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек…( 2-3 минуты)

  …-Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?

- А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.

«Радуга»

-Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

- Да. Это почва.

- А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы.

- Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

- Четыре.

- Перечислите их.

- Деревья, кустарники, травы, мхи.

- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

1 - Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

 животные питаются растениями.

2 - Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

3 - С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

Как обитатели леса связаны между собой?(ответы детей)

Лес – это природное сообщество, в котором все его обитатели тесно связаны друг с другом такими связями:

  • Пищевые цепи – кто-то из животных является добычей, кто-то хищником, но все они рано или поздно погибают, становясь источником пищи для насекомых и микроорганизмов.

  • Растения служат не только пищей, но и надежным укрытием от врагов и плохой погоды.

  • Животные помогают распространять по лесу плоды растений и семена.

  • Многочисленные норы и земляные лабиринты, которые выкапывают некоторые животные и насекомые, обогащают почву кислородом и тем самым улучшают ее плодородие.

  • Грибы и бактерии перерабатывают в минеральные соли растительные и животные остатки, которые служат источником питания для растений.

- Давайте в учебнике  на стр. 47- 48  прочитаем о представителях каждого класса царства животных и насекомых.

VI. Итог урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

Ответ: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

- Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

 Ответ: Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.

-Посмотрите к чему может привести плохое отношение человека к природе.

(Слайд №15  «Деятельность человека»)

- Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

Ответ: В природе не существует полезных или вредных животных.

(Слайд №16 «Взаимосвязь лесного сообщества»)

- Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Ответ: Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

-а как же человек должен охранять такое природное сообщество как лес?(ответы)

- Заповедник.

-Что такое заповедник?

(Слайд №17 «Заповедники»)

-В завершение нашего урока послушайте стихотворение М. Пляцковского

«Это называется природа», а расскажет его Федорова Вика.

 Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речушки  медленную речь…

Всё это называется природа,

 Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить..

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим! 

-Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением

М. Пляцковского?

-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

(Слайд №18 «Посади свое дерево»)

- Чему вы научились на уроке?

-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .

-Почему лес называют природным сообществом?

- Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

VII. Домашнее задание

- Дома  прочитайте материал на с. 43 -49, составьте пищевые цепочки леса:

1 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – СОВА

2 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЗАЯЦ

3 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЛИСИЦА

Желающие могут придумать и нарисовать свои правила поведения на природе.

- Оценки за урок ……