Лес встречает нас с тобой.
ЗАГАДАЮШКА: Здравствуйте, ребята. Меня зовут бабушка Загадаюшка. Я пришла к вам из далёкой волшебной страны, где живут загадки. Вы любите загадывать загадки? (Ответы детей.) А умеете ли вы отгадывать их? (Ответы детей.) Хорошо, что любите и умеете загадывать и отгадывать загадки. Я приглашаю вас, ребята, в гости в свою страну — Загадайку. А вот куда? Вы узнаете, если отгадаете вот эту загадку.
1. Летом, осенью, весной
Он встречает нас с тобой:
Земляникой и малиной,
И грибов — большой корзиной.
кузовком орехов спелых.
Звонкой песней
Пташек смелых.
Что порхают тут и там.
Рады здесь всегда гостям. (Лес.)
(Загадаюшка делает движение рукой в сторону середины зала, желая показать лес, которого там нет.)
Вот он лес! Деревья до небес! Что? Вы его не видите?! Ах да, я забыла вас предупредить: в стране Загадайке предметы остаются невидимыми до тех пор, пока не отгадана загадка. Без деревьев лес не лес. Про деревья загадываем загадки, отгадаете — появятся отгадки. О! Я вижу лес рук. Начинаешь ты, мой друг. (Ребёнок загадывает загадку. Здесь проведена индивидуальная предварительная работа с детьми по заучиванию загадок, цель которой — отработка звуков и выразительности чтения. Остальные дети загадок этих не знают. Когда дети отгадают загадку, вносится соответствующий предмет. Это могут быть деревья, пеньки, цветы, грибы и т. д. Можно всё оформить на фланелеграф.)
2. Она приходит в гости к нам.
От снега серебристая,
А снег растает, и она —
Зелёная, пушистая. (Ель.)
3. Красненькие ягодки
В гроздьях созревают,
Очень любят птички их,
Детки собирают.
Только это не малина.
Это ягода — ... (рябина).
4. Богатырь могучий,
Ветки выше тучи,
В три обхвата ствол,
Под ветвями стол.
Кабан спешит сюда не зря.
Как зовут богатыря? (Дуб.)
5. Словно круглые монетки.
Листики висят на ветке.
Дунет ветерок слегка —
Слышится издалека,
Как шепчутся листочки
С грибочками у кочки,
Тут подосиновик растёт,
Кто деревце то назовёт? (Осина./
6. У неё, как и у ёлки.
Зелёные иголки.
Пахучий смолянистый ствол.
Для белочек на ветках стол. (Осина.)
7. Стоит на поляне
в белом сарафане.
Ветви, словно косы.
Жемчугами росы
На листьях сверкают,
Жёлтые серёжки
Средь ветвей мелькают. (Берёза.)
8. Что за дерево растёт прямо
у дорожки —
У него листочки,
Как твои ладошки? (Клён.)
9. Распускается весной
Куст раскидистый, густой.
Стоит весь в беленьких цветах.
Как будто тонет в облаках. (Черёмуха.)
10. Он — невысок.
Около — грибок.
Под ним домишко —
Прячутся там ёж и мышка. (Пенёк.)
Вот какой красивый лес получился!
Выходите все вперёд.
Встаньте дружно в хоровод.
По кругу пройдите.
Песню затяните.
(Дети водят любой хоровод по выбору музыкального руководителя поют про лес, берёзу и т. д.)
Вы хотите, ребята, в игру поиграть?
Знания, ловкость свои показать?
Для игры нам нужен один предмет.
Он появится, лишь только
Вы дадите мне ответ.
11. Что за домик — посмотри.
Вещи спрятаны внутри:
Сарафан — для Тани,
Рубашка — для Вани,
Для папы — носочки.
Для бабушки — платочки,
перчатки для маминых рук —
всё хранит в себе ... (сундук).
Правильно, это сундук. Вот он какой яркий, красивый! (Открывает.)
Только в нашем сундучке
Не рубашки и платочки,
А рассыпаны, смотрите,
Разноцветные листочки,
Вы по листочку возьмите
И к дереву его отнесите.
(Дemu берут из сундучка по листочку.)
Все листочки себе взяли?
по сигналу побежали!
Раз, два, три —
Листочек дереву верни!
(Предварительно можно спросить детей, какие у них листочки, например: кленовый, берёзовый, дубовый, осиновый; или с какого дерева? например: с берёзы, с дуба, с осины, дети должны назвать листочек или дерево или встать около «своего деревца».)
Посмотрите, дети, в сундучке осталась веточка (она была там спрятана). Какая это веточка? (Еловая.)
Как у ели и у сосны называются тонкие листочки? (Хвоя.)
Как называются деревья, у которых есть хвоя? (Хвойные.)
А у которых листья? (Лиственные.)
Красивый, густой у нас лес. Много разных деревьев в нём. Это смешанный лес. Какие ещё деревья вы знаете? (Ответы детей.)
Хороший у нас лес, а грибов в нём не видно. Что надо сделать, чтобы грибы появились? (Ответы детей.) Правильно, загадать загадки. Кто знает загадки про грибы? (Дети загадывают загадки, появляются грибочки.)
12. Вырос гриб на толстой ножке
Под берёзкой, у дорожки.
Хоть грибок и молодой.
Все зовут его — седой. (Боровик.)
13. Под тоненькой осиной
Вырос гриб на ножке длинной.
Лишь из земли проглянет слегка.
Виден грибок тот издалека. (Подосиновик.)
14. В ярко-красной шапочке
С белыми горошками
на пригорке гриб стоит
С маленькими крошками.
Он стоит — не прячется: —
Пусть меня находят!
Только почему-то все
От него отходят. (Мухомор.)
15. Словно яркие веснушки
Рассыпались по опушке
Жёлтые грибочки.
Под листком, у кочки.
Прячутся сестрички —
Рыжие... (лисички).
16. Стоят вдоль дорожки
На одной ножке
Чёрные барашки,
На голове кудряшки,
Кто с корзинкой ни идёт.
Всяк поклон им отдаёт. (Чёрные грузди.)
Какие ещё грибы вы знаете? (Ответы детей.) Какой из этих грибов здесь лишний и почему? Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Игра
«Собери грибы в корзину»
Это может быть фланелеграф или корзиночки с муляжами грибов. Ребята могут выполнять задание у стола, а могут переносить грибы с полянки в корзинку. Задание: разобрать грибы по корзинам: 1 — съедобные, 2 — несъедобные. Или собрать только съедобные грибы, объяснить, почему собрали именно эти, а не другие. Назвать все грибы. Надо ли рвать, сшибать несъедобные грибы? Почему не надо? Всё, что растёт на земле, обязательно кому-нибудь нужно. Любое растение украшает нашу землю.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Можно исполнить песню про лес, цветы, грибы и т. д.
Что ж, ребята, мне было очень интересно у вас, даже прощаться не хочется. Да и зачем прощаться? Вам было интересно со мной поиграть, побывать в волшебном лесу страны Загадайки? (Ответы детей.) Тогда мы в следующий раз сюда вернёмся, и вы узнаете, какие птицы и звери живут в этом лесу. А пока до свидания!