СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесные зоны России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лес - «земное золото» нашей планеты. О лесах и написано, и сказано очень много. Кажется, ни одна из самых сокровенных сторон его жизни не осталась не подмеченной учеными, писателями, художниками или просто любителями природы. И, тем не менее, говорить и думать о лесах мы будем всегда. Эта тема также бесконечна и неисчерпаема, как вопросы жизни и смерти, любви и поисков истины. Особенно для нас, жителей России, поскольку наша история, традиции, да и все сферы жизни, так или иначе, связаны с лесами: будь то труд, будь то песня, будь то поэзия.

Просмотр содержимого документа
«Лесные зоны России»

Урок в 8 классе по теме «Лесные зоны России»

Цели урока:

образовательные - сформировать знания о природных зонах лесов,

познакомить с видовым составом лесов;

- раскрыть значение растительных ресурсов в жизни

населения нашей страны.

развивающие - продолжить развивать умения характеризовать

зональные природные комплексы;

воспитательные - воспитывать нравственно-эмоциональное

отношение к природе, чувства личной сопричастности

к проблемам охраны природы

Оборудование: карты природных зон России, климатическая карта России, физическая карта России, атлас, учебник, картины природных зон, дополнительная литература В.В. Петров «Растительный мир нашей страны», Красная книга России, Красная книга СССР


Ход урока:

  1. Голоса птиц, шум леса в записи

  1. Вступительное слово учителя.

Роль лесов на планете, в разных сферах жизни людей.

Эпиграф урока - стихотворение карачевского писателя Александра Мехедова

«Умейте слушать тишину лесов»

2. Проверка домашнего задания – тест (выберите правильный ответ)

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ, ТУНДРА

1 вариант

1.Снеговая линия в пределах зоны арктических пустынь находится:

а) на уровне моря;

б) на высоте 1000 метров;

в) на высоте 2000 метров.

2.Для зоны арктических пустынь характерны животные:

а) белые медведи;

б) белые медведи и моржи;

в) белые медведи, моржи и морские котики.

З.Низкие летние температуры зон тундр объясняются в первую очередь:

а) большими затратами тепла на таяние снега и мерзлоты;

б) малым притоком солнечной радиации.

4.Растительный мир зоны тундр в основном представлен:

а) мхами, лишайниками и травами;

б) травами и кустарничками;

в) кустарничками, мхами и лишайниками.

5.Причинами безлесья тундр являются:

а) холод;

б) холод и многолетняя мерзлота;

в) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры.

6. Земли тундр используются главным образом:

а) под пашню;

б) под пастбища.

2 Вариант

1. 3она арктических пустынь располагается в основном:

а) на островах Северного Ледовитого океана;

б) на полуостровах.

2.Главной причиной малого количества тепла, получаемого территорией:

а) низкий угол падения лучей;

б) малая продолжительность освещения.

3. Корм большинству животных арктических пустынь дает:

а) суша;

б) море.

4. Избыточное увлажнение зоны связано в первую очередь:

а) с многолетней мерзлотой;

б) с низкой испаряемостью;

в) с большим количеством осадков.

5. Главной причиной низкого содержания гумуса в почвах тундр является:

а) отсутствие растительных остатков;

б) низкие температуры, затрудняющие перегнивание;

в) сильный промыв почв.

6. Основные занятия жителей тундр:

а) оленеводство;

б) земледелие и охота;

в) охота и оленеводство.

II. Изучение лесных зон России.

- Вспомните, какие компоненты образуют природную зону?

- От чего зависит смена природных зон?

- Из курса географии материков и океанов назовите известные вам лесные зоны?

- Какие климатические условия необходимы для распространения лесов?

1. Сформировали группы, в которой выбран лидер, отвечающий за правильность работы.

На доске - Правила дискуссии:

Не молчи!

Не согласен – спорь!

В споре рождается истина

Умей слушать другого!!

Каждой группе дается модульное задание по исследованию конкретной природной зоны.

(работа с модулем)

М 1 ХВОЙНЫЕ ЛЕСА

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ- 0

Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.136-138; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 27-28 (до 2 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.


УЭ -1

Цель: познакомиться с природной зоной хвойных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.

Прочитать цель-1 мин.

Стр.136-138 учебник;

Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас

Ответьте на вопросы:

  1. Где расположена природная зона хвойных лесов?

  2. Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?

  3. Какие почвы формируются под хвойными лесами?

  4. Назовите характерных представителей флоры и фауны тайги?

Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10 мин.



Тип леса

Географическое положение

Климатический пояс

Температура

Кол-во осадков

Почвы

Флора и фауна

Заповедники

Хоз. деятельность человека

Я

И












М 2 СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ- 0

Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.138-139; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 56,061-62 (до 3 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.


УЭ -1

Цель: познакомиться с природной зоной смешанных и широколиственных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.

Прочитать цель-1 мин.

Стр.136-138 учебник;

Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас

Ответьте на вопросы:

  1. Где расположена природная зона смешанных и широколиственных лесов?

  2. Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?

  3. Какие почвы формируются под смешанными и широколиственными лесами?

  4. Назовите характерных представителей флоры и фауны смешанных и широколиственных лесов?

Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10мин.


Тип леса

Географическое положение

Климатический пояс

Температура

Кол-во осадков

Почвы

Флора и фауна

Заповедники

Хоз. деятельность человека

Я

И












М 3 ЛЕСОСТЕПИ.


Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ- 0

Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.139; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 85-86; карты атласа – климатическая и природные зоны России.


УЭ -1

Цель: познакомиться с природной зоной лесостепей; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.

Прочитать цель-1 мин.

Стр.136-138 учебник;

Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас

Ответьте на вопросы:

  1. Где расположена природная зона лесостепей?

  2. Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?

  3. Какие почвы формируются под лесостепями?

  4. Назовите характерных представителей флоры и фауны тайги?

Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже)10мин.


Тип леса

Географическое положение

Климатический пояс

Температура

Кол-во осадков

Почвы

Флора и фауна

Заповедники

Хоз. деятельность человека

Я

И












2. Работа у доски по обобщению материала

На карту «Природные зоны России» наносят карточки с условными знаками различных природных зон, объясняя правильность выбора Карточки - условные знаки (разрезные)


t

я – 15 … – 35 С

до

1000 мм

Дерново-подзолистые

и + 10 … + 20 С

t

я – 5 … – 15 С

450-550 мм

Серые лесные; бурые лесные

и + 18 … + 20 С

t

я – 14 … – 20 С

600-800 мм

Подзолы

и + 15 … + 20 С

t

я – 10 … – 20 С

до 600 мм

Дерново-подзолистые

и + 12 … + 24 С

t

я – 25 … – 45 С

300-450 мм

Подзолы

и + 16 … + 25 С

t

я – 5 … – 15 С

300-500 мм

Чернозем

и + 18 … + 20 С

План описания природной зоны

Описывая зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами природы:

1. Географическое положение зоны.

  1. Климатические условия.

  2. Почвы.

4.Растительный мир.

5.Животный мир.

(Учащиеся других групп должны оценить ответы товарища у доски по следующим критериям:

-последовательность;

-полнота и правильность ответа;

-культура речи.

В тетради появилась таблица, показывающая особенности лесных природных зон.

3. Вопросы группам

-Какой фактор является главным в размещении природных зон? (на смену природных зон влияет соотношение тепла и влаги)

-Как называется закономерная смена природных зон с севера на юг? (широтная зональность).

-А как происходит смена природных зон с запада на восток?

-Какой компонент природного комплекса испытывает изменения, с чем это связано? (меняется видовой состав; оказывает влияние количество поступающих осадков)

В пределах каких природных зон расположена Брянская область?

(Брянская область находится в природной зоне лесов)

Какие факторы повлияли на образование данных природных зон?

4. Закрепление материала

Какую роль играют леса в жизни планеты?

- легкие планеты;

- санитары биосферы;

- «фабрика кислорода»;

- хранитель влаги;

- преграда на пути суховеев;

- пища животных;

  • процессы почвообразования...

А какую роль играют леса для человека?

- древесина;

  • кормовые ресурсы;

  • лекарственное сырьё;

  • ягодники;

- почва используется в земледелии.

Практическое применение лесных ресурсов (сообщение)

Русский писатель С.Аксаков писал « Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности»

  • Что же мы теряем, уничтожая леса?

  • Какие меры принимаются по охране природы в нашей стране?

  • Назовите заповедники лесной зоны?

  • Сведения о Красной книге
Стихотворение о природе

5. Подведение итогов. Релаксация. С помощью значков определите вашу комфортность на уроке.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30,

I уровень подобрать иллюстрации изученным природным зонам;

II уровень подобрать отрывки из художественных произведений по изученной теме;

III уровень выполнить описание какого-либо природного ландшафта

Результативность:

1. Школьники познакомились с особенностями лесных зон нашей страны.

2. В результате беседы на уроке учащиеся были подготовлены к пониманию роли лесов в природе и для человека, к решению современных проблем отношения человека к природным богатствам.

3. Ученики во время работы на уроке закрепили навыки умения работы с модулем, таблицами и картами, с дополнительной литературой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!