Класс: 9 Урок № Дата:
Тема урока: «Лесная промышленность России»
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.
Цели: знакомство с лесопромышленным комплексом.
Задачи урока: познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Сформировать представление о ЛПК. Воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны. Выполнить задание «Схема межотраслевых связей лесной промышленности».
Оборудование: учебники, атласы. Стенная карта «Природные зоны России», рисунки с изображением леса.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка д.з. Вопросы( 5 вопросов и ответов):
- факторы размещения? ( сырьевой, потребительский, водный)
- В какой части России наиболее развита добыча сырья?
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать межотраслевые комплексы хозяйства страны. Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов картона.
Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22% мировых. Площадь под лесами составляет 45% территории. Почти половину лесов составляют ценные породы. Сомой распространённой породой является лиственница.
3.Изучение нового материала.
Лесопромышленный комплекс - совокупность лесоперерабатывающих предприятий, включающих в себя заготовку и переработку древесины.
Состав.
В состав лесопромышленного комплекса входят лесодобывающие предприятия, лесозаготовительные базы, лесоперерабатывающие и деревообрабатывающие предприятия, а также организации, занимающиеся переработкой и продажей деревянных материалов, изделий и комплектующих.
Основной задачей лесопромышленного комплекса является удовлетворение спроса на деревянные материалы и продукты их переработки, а также сохранение и управление лесными ресурсами.
«Внутриотраслевые связи лесной промышленности»
Лесозаготовка (круглый лес)
↓
Деревообработка (механическая обработка)
↓
Переработка древесины
↙ ↘
Лесохимия ЦБ
1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог.
2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек на пересечении рек и железных дорог.
3. Мебельное производство – к потребителю.
4. Целлюлозно – бумажное производство водо- и энеоргоёмко и требует наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).
Дополнение. Самое большое количество ЦБК построено в бассейне реки Северной Двины
Значение .Что даёт человеку дерево, лес? (Заполнить схему устно).
↖ ↑ ↗
← Значение леса →
↙ ↓ ↘
(Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость общения).
Размещение ресурсов.
См. в атласе карту «Лесная промышленность».
Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?
Физкультминутка
«Минутка отдыха» - «Знаете ли вы?»
Учитель: То что древесина идёт на строительство, изготовление бумаги, мебели знают все, а знаете ли вы, что…
- что смола сосны – живица – используется в книгопечатании, её добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц. Живица идёт на изготовление паст ручек, линолиума, пластмасс, мыла и даже лекарств.
- что сырьём для производства бумаги является ель и пихта, из ели изготавливают искусственный шёлк (вискозу), а хвоя пихты идёт в парфюмерную промышленность, т.к. содержит ароматические вещества.
- что древесина берёзы используется для производства льна.
- что «морёный дуб», из которого делают мебель – это всего-навсего древесина дуба, который долгое время находился в воде.
- что самая тяжёлая древесина – бук, а самая лёгкая – осина.
.
Закрепление. Рефлексия. Вопросы:
Дети составляют вопросы по новой теме и задают друг другу.
Домашнее задание: выучить конспект, параграф 49.Письменно выполнить задание № 7,8 стр. 199