СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесопромышленный комплекс России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                    Тема: Лесопромышленный комплекс России.

 

Учебно–образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.

 .

                                     Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).

1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химической промышленности.

2-й вариант: Составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.

Задание№2: Установите соответствие.

1-й вариант:                                 2-й вариант

Соликамск (2)                             Нижнекамск (3)

Ярославль (3)                              Березники (2)

Невинномысск(4)                        Егорьевск (1)

Новомосковск (4)                        Липецк (4)

  1. Фосфатные удобрения
  2. Калийные удобрения
  3. Синтетический каучук – шины
  4. Азотные удобрения

II. Тема, цель урока.

Целеполагание – Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес.

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес.

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берёт он для себя от щедрости твоей,

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё и мачты кораблей.

 

 

  • О чём мы будем говорить на уроке? Тема?
  • Что должны изучить? Цель?

III. Мотивация учебной деятельности.

Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации). Вопросы по данной теме могут встретиться как на обобщающем уроке, так и в заданиях ГВЭ-9.

IV. Первичное изучение нового материала.

1.Основные функции леса.

2. Понятие «лесистость».

3.Отраслевой состав ЛПК.

4.Лесообеспеченность и основные центры.

5.Экологические проблемы ЛПК.

Лес - наше историческое, материальное и духовное  богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником.

Эвристическая беседа:

  • Какие функции выполняет лес? (ответы обучающихся)

А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.

Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.

В) Водоохранная и защитная функция.

Г) Рекреационная функция.

  • Что давал лес человеку? (грибы, ягоды, лекарственные растения, дрова, пушнину, мясо).
  • Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).
  • Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 учебника)
  • Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические).

Работа с диаграммами учебника.

  • Определите по диаграмме, какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).
  • Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).

Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района. Спелая  древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.

  • Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира?

Физминутка.

ИКТ: ЛОС - схема. Отраслевой состав ЛПК.

 

Рис. 102 учебника. Определить, какую продукцию выпускают предприятия ЛПК. (ответ обучающихся)

Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Она отличается высокой  материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.

  • Используя текст учебника и карту определите районы и центры ЦБК. (ответы обучающихся)

Работа в группе/ парах

I гр. – Проблемы ЛПК.

II гр. – Перспективы ЛПК.

 

V. Осмысление  нового материала.

  1. Главным источником древесины являются леса:

А) широколиственные

Б) смешанные

В) хвойные

              2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:

                А) Западная Сибирь

                Б) Восточная Сибирь

                В) Дальний Восток

             3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:

              А) Европейский Север и Северный Кавказ

              Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь

              В) Восточная Сибирь и Европейский Север

            4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:

             А) мебели

             Б) фанеры

             В) картона

VI. Систематизация: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.

     VII.  Рефлексия:

- я узнал на уроке…

- я понял, что…

- было трудно…

Д/з:    

 

Просмотр содержимого документа
«Лесопромышленный комплекс России.»



Тема: Лесопромышленный комплекс России.

Учебно–образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.

.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).

1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химической промышленности.

2-й вариант: Составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.

Задание№2: Установите соответствие.

1-й вариант: 2-й вариант

Соликамск (2) Нижнекамск (3)

Ярославль (3) Березники (2)

Невинномысск(4) Егорьевск (1)

Новомосковск (4) Липецк (4)

  1. Фосфатные удобрения

  2. Калийные удобрения

  3. Синтетический каучук – шины

  4. Азотные удобрения

II. Тема, цель урока.

Целеполагание – Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес.

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес.

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берёт он для себя от щедрости твоей,

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё и мачты кораблей.




  • О чём мы будем говорить на уроке? Тема?

  • Что должны изучить? Цель?

III. Мотивация учебной деятельности.

Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации). Вопросы по данной теме могут встретиться как на обобщающем уроке, так и в заданиях ГВЭ-9.

IV. Первичное изучение нового материала.

1.Основные функции леса.

2. Понятие «лесистость».

3.Отраслевой состав ЛПК.

4.Лесообеспеченность и основные центры.

5.Экологические проблемы ЛПК.

Лес - наше историческое, материальное и духовное богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником.

Эвристическая беседа:

  • Какие функции выполняет лес? (ответы обучающихся)

А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.

Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.

В) Водоохранная и защитная функция.

Г) Рекреационная функция.



ИКТ: ЛОС – схема.


  • Что давал лес человеку? (грибы, ягоды, лекарственные растения, дрова, пушнину, мясо).

  • Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).

  • Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 учебника)

  • Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические).

Работа с диаграммами учебника.

  • Определите по диаграмме, какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).

  • Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).

Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района. Спелая древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.

  • Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира?

Физминутка.

ИКТ: ЛОС - схема. Отраслевой состав ЛПК.



Рис. 102 учебника. Определить, какую продукцию выпускают предприятия ЛПК. (ответ обучающихся)

Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Она отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.

  • Используя текст учебника и карту определите районы и центры ЦБК. (ответы обучающихся)

Работа в группе/ парах

I гр. – Проблемы ЛПК.

II гр. – Перспективы ЛПК.



V. Осмысление нового материала.

  1. Главным источником древесины являются леса:

А) широколиственные

Б) смешанные

В) хвойные

2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:

А) Западная Сибирь

Б) Восточная Сибирь

В) Дальний Восток

3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:

А) Европейский Север и Северный Кавказ

Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь

В) Восточная Сибирь и Европейский Север

4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:

А) мебели

Б) фанеры

В) картона

VI. Систематизация: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.

VII. Рефлексия:

- я узнал на уроке…

- я понял, что…

- было трудно…

Д/з:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!