Тема: Лесопромышленный комплекс России.
Учебно–образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.
.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).
1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химической промышленности.
2-й вариант: Составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.
Задание№2: Установите соответствие.
1-й вариант: 2-й вариант
Соликамск (2) Нижнекамск (3)
Ярославль (3) Березники (2)
Невинномысск(4) Егорьевск (1)
Новомосковск (4) Липецк (4)
- Фосфатные удобрения
- Калийные удобрения
- Синтетический каучук – шины
- Азотные удобрения
II. Тема, цель урока.
Целеполагание – Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей,
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё и мачты кораблей.
- О чём мы будем говорить на уроке? Тема?
- Что должны изучить? Цель?
III. Мотивация учебной деятельности.
Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации). Вопросы по данной теме могут встретиться как на обобщающем уроке, так и в заданиях ГВЭ-9.
IV. Первичное изучение нового материала.
1.Основные функции леса.
2. Понятие «лесистость».
3.Отраслевой состав ЛПК.
4.Лесообеспеченность и основные центры.
5.Экологические проблемы ЛПК.
Лес - наше историческое, материальное и духовное богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником.
Эвристическая беседа:
- Какие функции выполняет лес? (ответы обучающихся)
А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.
Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.
В) Водоохранная и защитная функция.
Г) Рекреационная функция.
- Что давал лес человеку? (грибы, ягоды, лекарственные растения, дрова, пушнину, мясо).
- Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).
- Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 учебника)
- Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические).
Работа с диаграммами учебника.
- Определите по диаграмме, какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).
- Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).
Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района. Спелая древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.
- Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира?
Физминутка.
ИКТ: ЛОС - схема. Отраслевой состав ЛПК.
Рис. 102 учебника. Определить, какую продукцию выпускают предприятия ЛПК. (ответ обучающихся)
Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Она отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.
- Используя текст учебника и карту определите районы и центры ЦБК. (ответы обучающихся)
Работа в группе/ парах
I гр. – Проблемы ЛПК.
II гр. – Перспективы ЛПК.
V. Осмысление нового материала.
- Главным источником древесины являются леса:
А) широколиственные
Б) смешанные
В) хвойные
2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:
А) Западная Сибирь
Б) Восточная Сибирь
В) Дальний Восток
3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:
А) Европейский Север и Северный Кавказ
Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь
В) Восточная Сибирь и Европейский Север
4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:
А) мебели
Б) фанеры
В) картона
VI. Систематизация: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.
VII. Рефлексия:
- я узнал на уроке…
- я понял, что…
- было трудно…
Д/з:
Просмотр содержимого документа
«Лесопромышленный комплекс России.»
Тема: Лесопромышленный комплекс России.
Учебно–образовательная цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.
.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).
1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химической промышленности.
2-й вариант: Составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.
Задание№2: Установите соответствие.
1-й вариант: 2-й вариант
Соликамск (2) Нижнекамск (3)
Ярославль (3) Березники (2)
Невинномысск(4) Егорьевск (1)
Новомосковск (4) Липецк (4)
Фосфатные удобрения
Калийные удобрения
Синтетический каучук – шины
Азотные удобрения
II. Тема, цель урока.
Целеполагание – Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей,
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё и мачты кораблей.
О чём мы будем говорить на уроке? Тема?
Что должны изучить? Цель?
III. Мотивация учебной деятельности.
Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации). Вопросы по данной теме могут встретиться как на обобщающем уроке, так и в заданиях ГВЭ-9.
IV. Первичное изучение нового материала.
1.Основные функции леса.
2. Понятие «лесистость».
3.Отраслевой состав ЛПК.
4.Лесообеспеченность и основные центры.
5.Экологические проблемы ЛПК.
Лес - наше историческое, материальное и духовное богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником.
Эвристическая беседа:
А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.
Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.
В) Водоохранная и защитная функция.
Г) Рекреационная функция.
ИКТ: ЛОС – схема.
Что давал лес человеку? (грибы, ягоды, лекарственные растения, дрова, пушнину, мясо).
Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).
Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 учебника)
Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические).
Работа с диаграммами учебника.
Определите по диаграмме, какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).
Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).
Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района. Спелая древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.
Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира?
Физминутка.
ИКТ: ЛОС - схема. Отраслевой состав ЛПК.
Рис. 102 учебника. Определить, какую продукцию выпускают предприятия ЛПК. (ответ обучающихся)
Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Она отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.
Работа в группе/ парах
I гр. – Проблемы ЛПК.
II гр. – Перспективы ЛПК.
V. Осмысление нового материала.
Главным источником древесины являются леса:
А) широколиственные
Б) смешанные
В) хвойные
2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:
А) Западная Сибирь
Б) Восточная Сибирь
В) Дальний Восток
3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:
А) Европейский Север и Северный Кавказ
Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь
В) Восточная Сибирь и Европейский Север
4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:
А) мебели
Б) фанеры
В) картона
VI. Систематизация: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.
VII. Рефлексия:
- я узнал на уроке…
- я понял, что…
- было трудно…
Д/з: