Просмотр содержимого документа
«Либеральные реформы Александра II»
Либеральные реформы 60-70-е гг. XIX века
Либеральные реформы 60-70 гг.
- 1864 г. – земская реформа
- 1870 г. – городская реформа
- 1864 г. – судебная реформа
- 1863-1874 гг . – военные реформы
- 1 864-1865 гг. – реформы просвещения и печати
Земская реформа 1864 г.
Разработчики проекта реформы –
комиссия
во главе с Н.А. Милютиным
Суть: создание в уездах и губерниях выборных
органов местного самоуправления (земств)
Принципы:
Хозяйственно-
финансовая
самостоятельность
Отделение от
административной
власти
Выборность,
всесословность
- Лишены политической власти
- Запрещено общаться друг с другом
- Введены в губерниях, где были русские помещики
Вопросы местного
хозяйственного значения:
Губернская
земская управа
больниц, дорог
промышленности и др.
Губернское
земское собрания
Уездное
земское собрания 1/3
Уездная
Земская управа
Уездный съезд
выборщиков
Волостные сходы
6 тыс. руб.
Сельские сходы
Курия
землевладельцев
Курия городских
избирателей
Курия выборных от
крестьянских обществ
избиратели
Земская реформа 1864 г.
Недостатки реформы
- Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
- Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
- Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).
Городская реформа 1870 г.
Функции
Городской голова
города
торговле и
промышленности
- Здравоохранение
- Образование
- Санитарные и
противопожарные
меры
Городская управа
Городская дума – 4 года
Мелкие
налогоплательщики
Средние
налогоплательщики
Крупные
налогоплательщики
Имущественный ценз
Судебная реформа 1864 г.
Министерство юстиции
Сенат
Прокурор
кассация
Съезд мировых судей
Судебная палата
Мировой судья
(образовательный и
имущественный ценз,
3 года)
Окружной суд
Суд присяжных ,
прокурор ,
адвокат
апелляция
- мелкие уголовные и
гражданские дела
Сложные уголовные и
гражданские дела
Коронный суд
Мировой суд
Судебная реформа 1864 г.
Наиболее последовательная и прогрессивная
- Равенство граждан перед законом.
- Несменяемость судей и независимость их от администрации.
- Гласность судопроизводства.
- Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
- Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
- Институт следователей
- Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).
Военная реформа 1863 - 1874 гг.
- Д.А. Милютин – военный министр
- 1863-1864 гг. – реформирование военно-учебных заведений, образование военных округов
- 1874 г. – « Устав о воинской повинности»
- введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет сокращение срока службы:
- введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
- сокращение срока службы:
- сухопутные 15 лет ( 6+9 ), флот 10 лет ( 7+3 )
- сухопутные 15 лет ( 6+9 ), флот 10 лет ( 7+3 )
- сухопутные 15 лет ( 6+9 ), флот 10 лет ( 7+3 )
- Отмена телесных наказаний
- Улучшение быта
- Перевооружение армии
- Изменена система боевой подготовки
Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.
Начальное образование
Среднее образование
Высшее образование
«Положение о начальных
народных училищах »
1864 г.
«Положение гимназий и
прогимназий »
1864 г.
« Университетский
устав » 1863 г.
Учебные заведения
могли открывать земства ,
общественные организации,
частные лица
Прогимназии
(4 года обучения)
Автономия
(выборность ректоров,
проректоров, деканов,
профессоров;
создание советов
университетов)
Гимназии
+
женские
гимназии
Классические
Готовили к поступлению
в университет
Реальные
Готовили к поступлению
в высшие технические
учебные заведения
Образование стало более доступным для представителей различных сословий
«Положение о начальных училищах»
Церковно-приходские
земские
министерские
Гимназический устав – 7 лет
классические
реальные
гуманитарные
точные
университеты
Технические вузы
Университетский устав – автономия
«Временные правила о печати»
либеральных
капиталистических
экономика
догнать
развитые
переворот
крепостничества
Англией
Францией
Германией
Либеральные реформы 60-70 гг.
Вставить пропущенные слова
Значение ___________________ реформ состоит в том, что они способствовали развитию ________________ ________ отношений в России
В результате преобразования в 60-70гг. ______________ России сделала заметный рывок, стремясь ___________ ушедшие вперёд ___________ страны мира
К концу 80-х гг. XIX в. В России завершился ______________ переворот. Однако пережитки ___________________ и отставание страны в первой половине XIX века не позволили её встать вровень с _____________________________________