ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Выступление на заседании ПЦК
психолого-педагогических дисциплин
Тема «Личностно - ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов колледжа в педагогическом процессе»
Преподаватель педагогики:
Молчанова Татьяна Павловна
Серпухов, 2018
Проблема личностно-ориентированного педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся занимает большое место как в теоретических разработках исследователей, так и в создании практических инновационных технологий образования и имеет давнюю историю, а так же несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы).
Основу данного подхода в образовании США и Европы составили идеи Д.Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале ХХ-го века, а затем с середины века направление в психологии - гуманистическая психология. Д.Дьюи первый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрежку, пренебрежение личностью учащегося, и положил начало недоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка.
Именно учащийся - центр учебного процесса, а не педагог и предмет. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, программированного обучения и педагогической технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Тогда как гуманистическая психология и на ее основе личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную ценность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потребностью в самоактуализации - реализации своих возможностей.
Педагог должен видеть в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность; личность, способную выработать собственные цели в процессе учебной и другой деятельности.
К достоинствам личностно-ориентированного обучения относятся прежде всего внимание к внутреннему миру учащегося, развитие личности посредством учения, акцент на дифференцированное содержание образования; систему адекватных методов, средств и форм обучения. Однако, важно избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон; в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учащихся лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень обучения.
Эффективность профессиональной подготовки студентов в условиях педагогического колледжа в значительной степени зависит от умения преподавателя построить личностно - ориентированное взаимодействие со студентами, позволяющее каждому реализовать свою воспитательно-образовательную траекторию, соответствующую интересам и способностям.
Данное понятие имеет три ярко выраженных вектора: личностный, ориентированный, взаимодействующий. Подчеркивание личностного характера понятия говорит о том, что центр разнообразной деятельности педагога в колледже - личность студента во всем ее многообразии, противоречивости, сложности, нестандартности.
Ориентированность как одно из свойств данного понятия дает возможность утверждать, что в идеале педагог ничего не делает вообще: читает ли он лекцию, проводит ли практическое занятие, организует ли семинар. Любой вид деятельности, общения, взаимодействия преподавателя со студентом имеет индивидуально-ориентированную направленность: кто легко, кто трудно овладевает учебным материалом, кто учится с интересом, кто пассивно, равнодушно относится к процессу познавательной деятельности.
Взаимодействие - это такой способ общения преподавателя и студента в разнообразной педагогической деятельности, когда организуется процесс сотрудничества, соучастия, содружества воспитателя и воспитанника, когда деятельность преподавателя направлена на поиски путей активизации позиции каждого студента в усвоении знаний, в формировании профессиональных умений, в обогащении личности студента духовными ценностями, в анализе собственного "Я" и др.
Итак, личностно - ориентированное педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов - это такая система отношений, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности на основе выявления ее индивидуальных особенностей как субъекта познания.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо сказать и о принципах, на которых строится личностно - ориентированное взаимодействие. Это следующие исходные положения.
1. Признание сущности права учащегося на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя. (принцип "развивающей помощи").
Свобода, автономность и ответственность участников образовательной деятельности являются отправными точками всего педагогического процесса. Свобода как возможность творческого самовыражения. Человек в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Человек никогда не может остановиться в своем развитии только на функции исполнителя чужих замыслов и воли. Он рано или поздно захочет решать задачи по-своему, в соответствии со своими индивидуальными способностями и своим выбором. В этом плане, свобода есть свободная творческая реализация.
2. Утверждение единства и целостности образования.
В ходе образования - обучения воспитания и развития - осваиваются и вырабатываются собственные знания, формируются ценностные ориентации, отношение к предмету, складывается собственное понимание и умение продуцировать ценности.
В ходе обучения студенты не только получают чей-то опыт, а приобретают свой собственный опыт культурной деятельности с помощью и при поддержке педагога и других учащихся. Соответственно учение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания. Учение обозначает вид активной индивидуальной социокультурной деятельности студента.
3. Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.
Индивидуализация - есть совместная деятельность педагога и учащегося по развитию того особенного, неповторимого, что заложено в данном учащемся от природы и приобретено им в жизненном опыте.
4. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности.
Прежде всего это предполагает отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе деятельности в достижении общей цели. В такой организации участники, дополняя друг друга, образуют систему отношений содействия, в которой творческие возможности и способности партнеров реализуются наиболее полно. Продуктивная деятельность — это практика личностно-ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе свободного выбора с учетом интересов учащихся.
5. Непрерывное образование как принцип планирования и обеспечения развития личности.
Задачи личностно- ориентированного взаимодействия.
1. Гуманитаризация процесса образования в колледже (реализация в процессе обучения культурно-образовательного, человековедческого, нравственно-духовного компонентов гуманитаризации).
Гуманитаризация различных сфер человеческой деятельности стала опознавательным знаком конца XX века, способом преодоления отрицательных последствий цивилизации. Создание во всем мире гуманитарных фондов для поддержки соответствующих проектов, оказание различной гуманитарной (медицинской, финансовой, материально-технической, научной, культурной и др.) помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий, войн, эпидемий, экологических катастроф, социальных потрясений, - всем этим артикульровано начало XXI века.
Как кризисное - и не только в России - характеризуется и нынешнее состояние образование. В связи с поиском выхода из создавшейся ситуации выстраиваются и широко обсуждаютс доктрины, концепции, стратегии, парадигмы образования, в которых его кризис рассматривается в различных аспектах - онтологическом, социокультурном, методологическом, собственно педагогическом. Обеспокоенность философов, культурологов, социологов, психологов, педагогов, широкой общественности кризистным состоянием образования, связана с тем, что за ним явно просматривается кризис общества и государства.
Прежде всего кризис образования выступает как кризис "образования человека". Системный характер и масштабы кризиса дают все основания связывать его с проблемой существования, становления человека в современном быстро меняющемся мире, с проблемой поиска гармонии человека с миром, ценностей и смыслов в нем.
Другой аспект кризиса образования связан с "дефицитом культуры в образовании", с технократической перегрузкой образования, его гуманитарным голоданием". За ним стоят различные типы отчуждения (учащегося - от учителя, учащегося - от образовательного учреждения,
образовательного учреждения - от общества).
Чтобы гуманитарное содержание образования стало достоянием учащихся, его необходимо прежде всего вычленить, обнажить в контексте предметного содержания, так как предмет обучения - знание, которым стоим овладеть.
Кризис образования характеризуется сменой идеала образования, его перехода от просветительской парадигмы к культуротворческой, от "человека образованного" к "человеку культуры". В отличии от "человека образованного", усвоившего достижения социума и использующего их, "человек культуры" сопрягает в своем сознании несводимые друг к другу культуры, ориентирован в своей деятельности на другого человека, предрасположен к диалогу с другим человеком.
При всех возможных путях преодоления кризиса первым условием является именно гуманитаризация образования.
2. Гуманизация межличностных отношений преподавателя и студентов (концептуально новая психолого-педагогическая позиция преподавателя в общении со студентами, сочетание педагогической требовательности с признанием индивидуальности каждого воспитанника и его права на неповторимость, своеобразие своей личности и др.)
Вторая задача - гуманизация межличностных отношений преподавателя и студентов.
Здесь следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих
субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.
Такое возможно лишь при переходе традиционно сложившихся отношений "преподаватель-студент" как субъект - объектных в отношения "субъект-субъектные". Преподаватель, педагог может воздействовать, может брать или не брать в расчет жизненный познавательный опыт студента, его установки, планы, жизненные смыслы, но определяющей педагогическое воздействие будет все-таки внутренняя позиция студента. Конечно, как многоплановый, многоаспектный феномен образование наполнено и субъект-объектными отношениями, например "учащийся-содержание образование".
Но отношения такого типа - другие, поскольку тип отношений - иной, другой природы. Человека нельзя изучать как объект. Его можно изучать в инобытии (в слове, в произведении), когда он в диалоге свободно раскрывает себя.
Теоретическое и практическое представление о студенте как объекте и в то же время как субъекте профессионального педагогического образования некорректно. Этот вопрос в конечном счете переносится в плоскость эффективности педагогического образования. Иными словами, образование является действительным в той мере, в какой оно действительно реализует субъект-субъектные отношения. Это не вопрос меры: студент - немножко объект, немножко субъект; в одних педагогических ситуациях он выступает как объект, в других - как субъект.
В реальности же, реально студент всегда субъект и никогда - объект педагогического процесса, что бы мы по этому поводу ни думали и ни говорили. Личное дело преподавателя - считать студента объектом своих воздействий, влияний, манипуляций.
Чем более преподаватель убежден в обратном и в соответствии с этим убеждением пытается выстраивать свои отношения со студентом, тем менее он достигает своих педагогических целей, тем более он удаляется от студента, подменяя отношения сопричастности отношениями отчуждения.
Гуманизация педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности. Общение — это не просто ряд последовательных действий общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.
Я, Корчак: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает...Воспитатель переживает мучительные минуты, видя в беспомощности ребенка собственное бессилие".
Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, называется педагогическим общением.
Педагогическое общение приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого преподавателя.
Существует и неоформленные, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно складывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога со студентами обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью, научным потенциалом и профессиональными устремлениями, и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурной педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога. В ней проявляется уровень его нравственной воспитанности. Студенты прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность преподавателя, т. е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учащихся, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.
3. Личностно-деятельностная позиция каждого студента в учебно-воспитательном процессе. (Активизация позиции каждого студента в профессиональном становлении личности, индивидуализация этой позиции, включение каждого студента в разнообразные виды деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и интереса к ней, изучение студентом самого себя в процессе воспитания и развития личности учителя-воспитателя и др.)
Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления.
Эффективность профессиональной подготовки специалиста в условиях педагогического колледжа в большей степени зависит от взаимосвязи учебных занятий с научно-исследовательской деятельностью студентов. Именно самостоятельная творческая работа студента над какой-либо проблемой создает собственно благоприятные условия для решения задач личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Научно-поисковая деятельность имеет ярко выраженную личностно-профессиональную направленность, она позволяет формировать у студентов способность к рефлексии, самоанализу, самооценке. Формирование у студентов профессионального интереса к собственной личности, стимулирование и поддержка преподавателем этого интереса, предложение и осуществление методик изучения собственной личности с точки зрения ее профессиональной пригодности, способы самовоспитания - все это возможности гуманитаризации образовательного процесса, которые в той или иной степени реализуются в стенах колледжа.
В заключении необходимо сказать и о формах реализации личностно-ориентированного взаимодействия. Это:
1. Уроки, лекции, семинары, практические занятия, колоквиумы, студийные занятия.
2. Научно-исследовательская деятельность.
3. Внеурочная деятельность.
4. Педагогические советы.
5. Учебно-методические советы, заседания ПЦК.
6. Методобъединение классных руководителей.
Подводя итог всему вышеизложенному, я хочу сказать, что во власти преподавателя создать гармонию опыта студентов со своим собственным опытом и с опытом науки или их диссонанс. Говоря словами Я.Корчака, пусть обучение движут вера и опыт, сотрудничество и совместная жизнь.
Пусть в сотворчестве преподавателя и студента, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и студента и преподавателя.