СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно – ориентированный подход в обучении изобразительному искусству обучающихся с ОВЗ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностно – ориентированный подход в обучении изобразительному искусству обучающихся с ОВЗ»

5


Слайд

Личностно – ориентированный подход в обучении изобразительному искусству обучающихся с ОВЗ

Предмет «Изобразительное искусство» играет огромную роль в становлении личности ученика, так как способствует развитию эстетического вкуса и художественного мышления, способствует его личностному развитию.

В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Мы много говорим об успешных детях забывая, что есть особенные дети

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами в развитии», «дети с особыми потребностями», «дети с трудностями в обучении», «дети, нуждающиеся в помощи», «дети, нуждающиеся в поддержке государства», «дети-инвалиды» и пр.

Я уверена, что для успешного преподавания ИЗО у детей с ОВЗ необходимо создавать условия, которые окажут положительное влияние на развитие художественного творчества здоровых детей и обучающихся с ОВЗ.

Сегодня во всем мире реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач политики государств в области образования. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. 

слайд

Согласно Закону № 181-ФЗ
Поддержка направлена на: 

  • Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучения детей ОВЗ

  • на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

  • развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

  • интеграцию в общество.

СЛАЙД

Законодательная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

  • Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)

  • Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)

  • Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5

  • Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"

  • Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для

СЛАЙД

Давайте рассмотрим причины появления детей с ОВЗ.

Экзогенные (или внешние) причины: причины социально-биологического характера – это экология, вредные привычки, заболевания и т.д

Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

Группа детей с ОВЗ неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

СЛАЙД

дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

СЛАЙД

Основоположником идеи инклюзивного образования в России является Выготский. Его труды лежат в основе специфики работы детей с ОВЗ.

Л.С.Выготский говорил: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

Работая с детьми с ОВЗ я наблюдаю, что у этих детей замедленное формирование пространственных представлений, они гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Также заметила несформированность техники рисования. Поэтому их рисунки однообразны в изображениях предметов. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, повышенная возбудимость нервной системы. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи.

Но все это не должно детям мешать стать творчески мыслящими, видеть и ценить прекрасное в этом сложном мире.

СЛАЙД

Для этого работая с детьми ОВЗ я стараюсь,

во-первых, постоянно мотивировать ребят, создавая ситуацию успеха. Каждое занятие направляю на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания выдаю в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждый урок строю так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход позволяет мне повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.

Во-вторых, материал необходимо выдаю «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. С каждым годом объем знаний становится больше, охват технических приемов шире.

B-третьих, основной упор делается на восприятии и передачи детьми цвета. Внимание к цвету детей школьного и младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На эту особенность детского цветовосприятия и необходимо опираться.

СЛАЙД рисунки детей

Такие дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку.

Курс занятий строю по принципу: в начале обучения - приобретение художественных навыков, в дальнейшем - отработка и их закрепление, в результате - творчество.

Такая система «повторяя - усложняем» позволяет объединить в одной группе ребят одного возраста, независимо от их подготовленности и года обучения, а также детей с ОВЗ. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те ребята, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне.

СЛАЙД

Основные дидактические принципы обучения на уроках ИЗО: доступность и наглядность, последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для развития наглядно-образного мышления урок начинаю со сказки или истории (артистизм изменяю голос и мимику). Прогорамма Б. Неменского в ключает в себя много литературых произведений и картин изобразительного искусства. Литературные произведения подбираю по тематике урока; это могут быть произведения устного народного творчества и сказки известных писателей (А.С.Пушкин, П.Ершов, А.Толстой, В.Сутеев и др.).

На уроке предусматриваю одновременное использование наглядных и словесных методов подачи материала. Дети не только беседуют со мною, но и рассматривают иллюстрации, обсуждают между собой. Исследуют форму предметов, определяют их цвет и пропорции, сравнивают изображения

СЛАЙД

Каждый урок у детей с ОВЗ и в инклюзивном классе, нужно разделить на три смысловых части:

1) вводная часть (прочитывается литературное произведение, педагог в игровой форме готовит и мотивирует детей к восприятию темы),

2) основная часть - педагог с детьми отрабатывает навыки реалистического рисунка,

3) заключительная часть - дети дорабатывают основной рисунок, педагог вместе с детьми анализирует работы, подводятся итоги.

(инклюзивный класс это класс, в котором обучаются обычные дети и дети с овз)

Зачастую мы сталкиваемся с тем, что во многих классах есть дети с ОВЗ, а значит, изучается разный программный материал. Соответственно совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре: сначала объясняю новый материал по типовой программе, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала можно дать классу самостоятельную работу, а с учащимися, имеющих особенности в развитии, организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности продолжается в течение всего урока.

СЛАЙД с поэтапными рисунками

При необходимости использую карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми ОВЗ. В зависимости от количества тех и других детей в классе.

Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

При организации режима урока в инклюзивном классе я придерживаюсь следующих требований:

Урок должен иметь четкий алгоритм.

Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

  1. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.


Обращаю ваше внимание на алгоритм творческих заданий:

  • проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после меня; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

  • детям раздаю карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске);

  • проверка задания: индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; просить каждого ребенка устно проговорить, что получилось в рисунке или один ребенок демонстрирует работу, все дети смотрят, правильно ли они выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.


  1. Урок должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Тут стоит остановиться для более подробного объяснения

Необходимо придавать большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках ИЗО, так как:

во-первых, стимулирует элементарные умственные процессы;

во-вторых, развивает устную речь;

в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся.

При использовании средств наглядности я учитываю:

- роль наглядности в решении учебных задач;

- будут ли понятны данные зрительного ряда учащимся;

- знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- учитываю уровень знаний учащихся о познаваемом объекте;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.

Я использую наглядные пособия для создания у учащихся конкретных представлений об изучаемом предмете, явлении или событии. Зрительный ряд и наглядные пособия могут использоваться для каких-либо с ними действий или могут использоваться как наглядная опора абстрактных понятий (геометрические фигуры, игрушки, посуда и т.д)

Наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объем восприятия и внимания у детей с нарушением интеллекта не позволит изучить каждое пособие досконально и использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема

Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ОВЗ, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью.

Поэтому на уроке мы должны менять разные виды деятельности:

СЛАЙД

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Например: игры с линией (спокойные линии, радостные, веселые и хитрые и т.д.); игры с пятном (кляксография, монотипия и др.); игры с шаблонами (метаморфозы); игры с манипулятивным рисовальным конструктором (несуществующее животное); словесные игры (небылицы, загадки, пословицы); театральные куклы

Изобразительное искусство дает детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть мир иначе. Именно в школе наряду с социализацией начинает активно развиваться воображение данной категории детей, а значит, любому из нас, учителей ИЗО необходимо знать законы развития воображения и условия, необходимые для его развития. Необходимо так выстраивать занятия по изобразительному искусству, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.

По результатам коррекционно-развивающей работы в классе коррекции, я отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются эталоны цвета, формы, величины. Значительно пополняется словарный запас слов, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!