Личностно – ориентированный урок :
особенности построения и анализа.
Радченко И.И.
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном
применении всего того, что знаешь.
А. Дистервега
Проблемы :
- имеют низкий уровень работоспособности и
самостоятельности ;
- не готовы работать в группе, команде ;
- готовы только к репродуктивному обучению ;
- испытывают затруднения в работе с информацией ;
- не могут выражать свою мысль четко и ясно ;
- не умеют планировать, проектировать,
моделировать свою деятельность.
Как обеспечить
развитие и саморазвитие ученика?
Личностно – ориентированный образовательн ый процесс - процесс обучения и воспитания, учитывающий личностные особенности учащихся, их потребности, реализующий идеи гуманизации , индивидуализации, дифференциации.
Цель
личностно – ориентированного образования -
заложить в ребёнке механизмы самореализации,
саморазвития, адаптации, саморегуляции,
самовоспитания , необходимые для становления
самобытной личности.
Целью личностно ориентированного образования является создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
- функция избирательности (способность человека к выбору);
- функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
- функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
- формирующая функция (формирование образа “Я”);
- функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Особенности личностно – ориентированного урока :
- создание атмосферы заинтересованности;
- использование адекватных форм и методов;
- использование различных форм предъявления информации;
- использование дидактического материала, подходящего для учащихся
разного уровня обучаемости;
- создание ситуации общения;
- постановка проблемного вопроса;
- использование субъективного опыта всех участников урока;
- обеспечение выбора объема и сложности домашнего задания,
подробный инструктаж.
Позиция педагог а
- Оптимистический подход к ребёнку, стремление
максимально стимулировать его развитие.
- Отношение к ребёнку как к субъекту учебной
деятельности.
- Опора на личностный опыт ребёнка.
Цель личностно-ориентированного обучения учащихся
САМОИЗМЕНЕНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Дифференцированный подход :
обеспечивает:
знаний ;
работоспособности на уроках ;
собственной познавательной
деятельности ;
ученику видеть себя в развитии.
Организация деятельности
учащихся на уроках географии
конференции
лекции
семинары
путешествия
игра
диалог
ИКТ
проекты и
исследования
Использование ИКТ
тельной деятельности;
цированного подхода ;
культуры ;
- Индивидуализация ;
- все вовлечены в процесс
познания .
Показ
процессов
Проверка
знаний
Практические
работы
Интернет
Научные
работы
П резентации
Просмотр
фильмов
Демонстрация
материалов
Презентация может включать
Схемы
рисунки
Кроссворды
Диаграммы
Таблицы
графики
Звуковые
эффекты
Средства
мульти-
медиа
Творческие работы детей
Викторины
Стихи
Кроссворды
Сочинения
Рисунки
Результаты
самореализация
формирование
компетентностей
личностный
рост
понимание радости
открытий
достаточный уровень
знаний
мотивация
к учению
Схема анализа личностно – ориентированного
урока.
- Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке.
- Задания предлагаются на выбор :
- по содержанию;
- по форме: словесные, графические, условно –
символические, практические.
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- творческий.
4. На уроке используются формы общения :
- монолог;
- диалог;
- полилог.
5.При введении нового понятия учитель предлагает
учащимся дать свои версии его содержания.
6.При изучении новой темы учитель опирается на
субъективный опыт учеников, научно « окультуривает »
его.
- Домашнее задание даётся на выбор :
- по форме;
- по содержанию.
8. Обсуждение с учащимися итогов урока : что понравилось,
что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего
отказаться?
9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.
10. Беседа строится на уважительном отношению к мнению
ученика.
11 . При выставлении оценки учитывается:
- правильность
- самостоятельность
- оригинальность
- уровень активности
- На уроке царит атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств детей.
- Учитель должен стараться учитывать настроение детей.
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её
находить.
А. Дистервега
16
спасибо за внимание