Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проектов.
Ведущее место среди личностно-ориентированных технологии обучения принадлежит сегодня методу проектов,
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности – бесценное достояние учащегося, соединяющее в себе знания и умения, компетенции и ценности.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта , в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году основоположник «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.
Профессор Коллингс – организатор эксперимента в сельской школе штата Миссури
Первая классификация учебных проектов:
- Проекты игр - детские занятия (участие групп детей в различных играх, народных танцах)
- Экскурсионные проекты (изучение проблем, связанных с окружающим миром и обществом)
- Повествовательные проекты (цель- «получить удовольствие рассказа» в формах устной, письменной, вокальной, художественной (картина), музыкальной (игра на инструменте)
- Конструктивные проекты - создание конкретного полезного продукта :кроличья ловушка, какао для школьников, сцена для школьного театра.
Признаки проекта
- Тема, которая предполагает нежестко сформулированную задачу. Замысел решения задачи - проблема.
- Заложенная проблемная ситуация - решение задачи.
- Мотивация дальнейшей деятельности. Использование полученных УУД, добавление новых - при возникновении сложности обращение к УЧИТЕЛЮ.
- Самостоятельность учащихся. Главный - УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ - КООРДИНАТОР.
- Развитие творческих способностей.
- Продукт проекта - реальный результат.
- Презентация.
Памятка по работе над проектом
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной проблемы под чутким руководством учителя. В основе каждого проекта - ПРОБЛЕМА .
Нет проблемы - нет деятельности!
Вопросы, на которые необходимо дать ответ перед началом работы над проектом:
Постановка проблемы проекта «Почему?» (это ВАЖНО для меня)
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» (мы это можем сделать)
Результаты «Что получится?» (в решении проблемы)
Этапы работы над проектом
Погружение в проект
- формулировка проблемы проекта
- постановка целей и задач
Организация деятельности
- организация групп
- определение роли каждого в группе
- планирование деятельности по решению задач проекта
- определение возможных форм презентации
Осуществление деятельности
- активная и самостоятельная деятельность учащихся
- консультации учителя
- репетиция предстоящей презентации
Презентация результатов .
Что такое презентация?
Презентация - это наглядное отображение того, каков был замысел, что придумали дети в качестве решения проблемы. На презентации учащиеся должны аргументировано изложить свои мысли, о там, какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями им пришлось столкнуться и как они их преодолевали. Нельзя предъявлять только продукт деятельности учащихся.
Виды презентации:
- Демонстрация во время устного доклада альбома, эскиза, чертежа, стенда, коллажа
- Концерт
- Спектакль
- Видеофильм
- Слайд - шоу
- Web- сайт
- Конференция
- Открытый классный час
Этапы проектного моделирования
- Выбор темы.
- Постановка проблемы.
- Стадии осуществления :
Планирование
- чётко определить сроки выполнения проекта;
- индивидуальный или групповой проект;
- определить источники информации;
- определить способы сбора и анализа информации;
- определить способ представления результатов;
- установить процедуры и критерии оценки результатов и процесса;
- распределение ролей ( если проект групповой).
Исследование
- сбор информации;
- решение промежуточных задач;
- основные инструменты;
- интервью;
- опрос;
- наблюдение;
- опыты;
- эксперименты;
- исследование литературных источников.
Результаты и выводы
- анализ информации;
- формирование выводов.
4. Постановление продукта.
5. Презентация.
Структура исследовательской работы
- Титульный лист - первая страница.
- Оглавление или Содержание, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.
- Введение. (в краткой форме обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
- Основная часть. В её главах подробно рассматриваются методика и техника исследования, обобщаются результаты. Все материалы выносятся в приложения. Все главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.
- Заключение. Концовка, обусловленная логикой проведения исследования, обобщённая итоговая оценка проделанной работы.
- Список использованной литературы. Могут быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки должен соответствовать порядковому номеру источника в списке.
- Приложение - помещаются вспомогательные или дополнительные таблицы, графики, рисунки.
СИСТЕМА ДЕЙСВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Учитель оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся
Учащиеся подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу
Тематическое планирование
- Разра б отка системы проектных задании.
- Составление списка возможных тем.
- Определение темы и цели проекта.
- Выделение подтем в теме проекта.
- Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
- Формирование умения работать с различными источниками информации.
- Определение источников информации.
- Определение способов сбора и анализа информации.
- Поиск материала.
- Анализ и отбор материала.
- Отбор материала.
- Использование электронных рефератов.
- Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
- Непосредственная разработка проекта.
- Консультации и координация работы учащихся.
- Оформление результатов.
- Подготовка отчёта.
- Формирование умения публичного выступления.
- Экспертиза полученных результатов.
- Анализ выполненной работы.
- Презентация проекта.
- Рефлексия. Оценивание своей деятельности.
Критерии оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказанность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность о аргументированность ответов каждого члена группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен, Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
ПРОЕКТ
Это метод обучения
Это особая философия образования
Это содержание обучения
Это форма организации учебного процесса