СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применения метода проектов на уроках биологии и химии как средства развития творческих и исследовательских способностей обучающихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках биологии и химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.

Просмотр содержимого документа
«Применения метода проектов на уроках биологии и химии как средства развития творческих и исследовательских способностей обучающихся»

Применения метода проектов на уроках биологии и химии как средства развития творческих и исследовательских способностей обучающихся


Современный учитель осознает важность создания в классе ситуаций, приближенных к действительности и способствующих применению учениками знаний, полученных в процессе обучения.

Говоря о требованиях к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектная работа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.

Подготовительные задания могут быть на любые темы, по которым выполняются проекты. Задания выполняются в классе, а работа над проектом ведется вне школы.

С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося в области изучения химии, выполнение проекта ставит учащегося в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и, что очень важно, во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебной деятельности:

- целеполагание и структурирование учебной деятельности, что связано с определением цели и характера проекта, отбором материала, построением программы учебной деятельности;

- способность управлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата учебных действий на последовательных этапах выполнения проекта;

- технологический аспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности, использование которых обусловлено задачами проекта;

- способность принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, причём, внося, по необходимости, коррекцию в задачи и способы учебной деятельности;

- способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.

При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Как это сделать? Для этого существуют заложенные в методе проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение, имеющихся или полученных в ходе проекта знаний, привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и содержания проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; то содержание проекта, которое заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, содержанием и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе. презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Проектные задания предполагают большой объём работы для учителя. Он может сам предложить тему проекта, но, чаще всего, тему предлагают учащиеся и учителю необходимо продумать, какой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками заранее, какие вопросы будут рассматриваться в течение работы над проектом (чем длиннее проект, тем более детальной разработки он требует).

Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, диагностировать степень успешности деятельности ученика. Основные этапы работы над проектом: выявление и анализ проблемы, вытекающих из нее целей и задач проекта; выдвижение гипотез и путей их решения; выбор форм, методов и средств реализации проекта; обсуждение способов оформления полученных результатов; сбор, систематизация и анализ необходимой информации: подведение итогов, оформление и презентация полученных результатов. То есть, проект – это пять «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

Таким образом, метод проектов при наличии определённых условий может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

- наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне его;

- структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на позицию «невмешательства» в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты изученного материала им необходимо повторить. Для этого учитель может попросить их заполнить специально составленную анкету.

Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из эффективнейших методов развития предметных и коммуникативных навыков на уроке химии, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.

На уроках биологии и химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.

В результате применения метода проектов, развиваются творческие и исследовательские способности учащихся, повышается их активность. Это способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению учащимися навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности в учащихся и интереса к изучению предмета.

Использование метода проектов на уроках биологии и химии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения.

От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Выше сказанное, подтверждают результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, а также результаты качества знаний школьников. Таким образом, использование проектной технологии на уроках биологии и химии и во внеурочной работе позволяет получать положительные и стабильные результаты.