Главная ценность в системы образования в Российской Федерации становится личность ребенка. Поэтому цель образования заключается в развитии личностного потенциала каждого ребенка, в овладении им прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.
У каждого ребенка есть потенциал, и очень важно реализовать его.
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей.
Современный, быстро меняющийся мир предъявляет новые требования к действующей системе образования. Меняется система ценностей и жизненных ориентиров.
Система Федерального Государственного Образовательного Стандарта фокусируется на развитии личностного потенциала ребенка, помогая ему научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь.
Задачей школы нового поколения является создание системы урочной, воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности, обеспечивающей вхождение ребенка в самостоятельное общественное действие. ФГОС последнего поколения ставит целью не одностороннюю передачу знаний учащимся, а всестороннее развитие личности ребенка. Системно-деятельностный подход, положенный в основу образовательного стандарта, предполагает развитие личности как основной результат обучения.
Процесс развития личностного потенциала подразумевает включенность разнообразных социальных связей, что, с одной стороны, предполагает наличие навыков общения, открытости, толерантности, способности поддерживать контакт и сохранять отношения, с другой – развитого мышления для принятия решений.
Умение делать самостоятельный выбор, принимать решения и совершать поступки – это то, что должно быть в багаже выпускника школы.
Главной целью при развитии личностного потенциала является создание условий:
к окружающим людям (как безусловной и абсолютной ценности);
к миру;
к занятиям (как к увлекательному учебному труду);
опыта разрешения возникающих конфликтных ситуациях в школе, дома или на улице;
опыта самостоятельного приобретения новых знаний (проектной деятельности);
опыта социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Ресурсами для достижения указанных приоритетов являются мероприятия по созданию и развитию личностно-развивающей образовательной среды. Они касаются компонентов:
социального (культура взаимодействия между участниками образовательного процесса);
пространственно-предметного (трансформация пространства образовательной организации);
организационно-технологического (УМК и другие образовательные продукты).
Задачи содержания для развития личностного потенциала зафиксированы в законе об образовании и сформулированы ФГОС, а именно:
способствовать обеспечению высокого качества психолого-педагогического процесса в школе;
способствовать обеспечению результативности образования и воспитания;
обеспечить вариативность развивающих программ, а также индивидуальных траекторий развития детей;
инициировать и поддерживать плодотворное и доверительное общение педагога и школьников, основанное на принципах уважительного отношения к личности обучающегося;
организовывать обсуждения, игры и другие виды взаимодействия для освоения обучающимися инструментов выбора, планирования, развития навыков саморегуляции и коммуникации;
инициировать процесс самоанализа, размышления над тем, какие чувства и мысли выступают причиной дальнейших действий;
организовать работу с родителями или законными представителями школьников, направленную на совместную работу по созданию личностно-развивающей среды.
Важно понимать зону своего влияния на формирование личности школьника, детям с УО (интеллектуальными нарушениями) сложно ответить на вопрос о собственных желаниях и ценностях.
При этом принудительные занятия математикой и чтением, дисциплина и заучивание — совсем не главное. Педагог должен видеть в ребёнке личность, возможности которой практически безграничны. Его главная задача — показать те перспективы и направления, в которых ребёнок может развиваться. Ведь составляющие, из которых складывается личностный потенциал, универсальны, то есть их можно применять в любой сфере. Следовательно, и развивать их можно с помощью разных активностей.
Развитие ребенка зависит напрямую от педагога – от того, как он обустроил предметно-пространственную организацию жизни детей, какие дидактические пособия в нее включил, от того, как их расположил. Все, что окружает ребенка, формирует его личностный потенциал, является источником знаний и социального опыта. Поэтому, именно педагог, берет на себя ответственность за создание условий, которые способствуют полной реализации развития детей, организации предметно-пространственной развивающей среды. Важно учитывать особенности развития каждого ребенка.
Многолетний опыт убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Все отклонения в социальном развитии ребенка школьного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых.
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Так же важно для личностного развития детей придерживаться основных критериев инновационной образовательной системы:
свободный доступ воспитанников к дидактическим пособиям, приобщение к культуре, творчеству;
сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников;
умение педагога вести работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.;
способность инновационной образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание; обеспечить морально-психологическую комфортность учащихся;
систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию.
А современная система оценок устроена так, что оценивает лишь знания, а не особенности личности и потенциала ребёнка. (Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности).
Важно уделять внимания обучению и развитию детей с разным потенциалом: проводить обучающие семинары для педагогов, проводить для детей разнообразные мероприятия и мастер-классы, где они смогут выбрать себе занятие по душе.
Личностный потенциал состоит из множества компонентов, которые связаны друг с другом: интеллектуальный потенциал, коммуникативный, творческий компонент, эмоционально-волевой потенциал, мотивационно-ценностный.
Что же тогда такое личностный потенциал? Способности важны, но важнее умение использовать свои способности — это и называется личностным потенциалом. Он нужен для решения ключевых вызовов, с которыми человек сталкивается каждый день: принять решение в ситуации неопределенности, достичь поставленной цели, а в ситуации угрозы и давления — сохранить себя и измениться, при этом не изменяя себе.
Личностный потенциал состоит из множества компонентов, которые связаны друг с другом. Хотя они и развиваются на протяжении всей жизни, многие закладываются в раннем детстве, внутри семьи. И чем раньше родители, педагоги начнут заниматься с ребёнком, тем лучше.