Личностно-ориентированный подход на уроках истории
На протяжении пяти лет работаю над темой по самообразованию «Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания истории и обществознания и стремлюсь применять его в своей профессиональной деятельности, на своих уроках. Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.
В книге «Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование» профессором Е.Н. Степановым охарактеризованы сущность, строение и компоненты личностно-ориентированного подхода.
Хочу в качестве примера привести авторские положения.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Технологический арсенал личностно0ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.
Это тема актуальна и для меня как учителя историка. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. Необходимо помочь ребенку познать себя, увидеть самое ценное, нужное и суметь самоопределиться и самореализоваться.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.
Это актуально на уроках обществознания и истории в процессе изучения различных событий и фактов, процессов. Ни для кого не секрет, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками фактического и понятийного аппарата, усвоить причинно-следственные связи, научиться выделять сущность того или иного события. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо навыком требуется выполнить, заучить больше дат, понятий, заполнить таблицу, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с датами, событиями, явлениями. Приходится создавать в помощь учащимся алгоритм, который и послужит им надежным помощником в овладении историческими знаниями. А также подбирать задания с учетом возрастных, интеллектуальных и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Исторические события как система в значительной мере отражает сложность самого процесса. В психологии принято положение о сознательной природе исторических событий как навыка сложного.
В методических работах предлагаются различные пути повышения уровня знаний исторических явлений, фактов, событий, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,- это алгоритмизация, то есть сведения к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.