СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные окончания глагола.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний учащихся по теме "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием".

Просмотр содержимого документа
«Личные окончания глагола.»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Рагимова Тамара Гусейновна -учитель русского языка и литературы.



Тема: «Повторение. Личные окончания глаголов»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».


Задачиурока:
Образовательные: 

- формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола;

-отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающие: 

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса,

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

- формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные: 

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Формы организации работы детей: индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные.

Приобретаемые навыки детей:

  • Навык определения спряжения глагола по неопределенной  форме;

  • Практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

  • Навык работы учащихся в группах, решения проблемных заданий и предъявление результатов своей деятельности.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Тип занятия: урок закрепления знаний
Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, карточки с глаголами, домики, ромашки, презентация.
Методы: словесный, практический
Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.





Ход урока:


I. Организация класса.

Эмоциональный настрой.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Здравствуйте, я очень довольна, что у вас замечательное настроение.

Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок?



II. Проверка домашнего задания –упражнение 79.

-когда пишется Ь в глаголах на –тся и –ться?

-Работа с карточкой: (перепишите предложения, подчеркните глаголы в форме 3лица и неопределенной форме)

Чуть брезжи…ся. Ни один листок не колыше…ся. Надо скорей собира…ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови…ся к походу. Неплохо бы захвати… с собой плащ-палатку: она может пригоди…ся в пути. Пригоди…ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра…ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи…ся на теплоходе: перед ужином удас…ся еще выкупа…ся.(карточка сдается учителю)


III. Работа по теме урока:

- сообщение темы и целей.


1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф нашего урока:

«Движение – это жизнь!»


- Почему именно это высказывание я выбрала? В чем его важность? Как оно будет связано с уроком?

(Мы должны больше двигаться, гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, меньше сидеть дома за компьютером, заниматься физкультурой, посещать спортивные секции. Это способствует поддержанию нашего здоровья. Здоровый человек счастливый, активный, может плодотворно трудиться, выбирать любую профессию, жить во благо семьи и Родины. Материалы урока будут соответствовать этой теме)


- Запишите дату, классная работа и оставьте две строки для записи темы урока.

- Запишите эпиграф, объясните постановку знаков препинания, выделите грамматическую основу.




2.Беседа по повторению:

-как узнать, к какому спряжению относится глагол?

( надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение)

-какие окончания у глаголов II спряжения?

(-ить, кроме Брить, Стелить)

-какие окончания у глаголов I спряжения?

(все остальные, кроме 11 глаголов. Давайте вспомним их:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!



3.Исследовательская работа

- Проведём исследование. Запишем глаголы 3 л., ед. ч.:

Молчит, учит.

- В каком слове есть орфограмма? Почему? (Орфограмма есть в слове учит, в первом слове гласная в окончании ударная, слышится чётко)

- Объясните выбор гласной во втором слове.


4. Составление алгоритма рассуждения

- Составьте алгоритм рассуждения самостоятельно (работа в парах), после совместного обсуждения приходим к одному варианту. Оцените свою работу баллами.

Алгоритм рассуждения (слайд 6).

  • Ставлю ударение, определяю, какое окончание (уд. или безуд.).

  • Если ударное, пишу…

  • Если безударное:

  • Ставлю глагол в н. ф.

  • Смотрю, какой суффикс перед ть

  • Если и - II спряжение, пишу в окончании

  • Если не и – I спряжение, пишу в окончании

  • Обозначаю орфограмму.

Алгоритм рассуждения раздаётся каждому учащемуся.



5 .Турнир грамотеев

- Класс делится на 3 команды, кто выполнит быстрее. Восстановить пословицы. Объяснить выбор гласных в окончаниях глаголов.

1 уровень – с опорой на слова для справок

2 уровень – самостоятельно


Человек от лени боле..т, от труда (здоровее..т).

Надо трудит..ся, а не (ленит..ся).

Чужой славой не (проживёшь).

Человек по делу (узнаётся).


Опорные слова: проживёшь, здоровее..т, узнаётся, ленит..ся


- Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива).

- Какая тема объединяет эти пословицы? А можно отнести их к спорту? 

- Оцените свою работу баллами.


6. Игра «Учитель»

- Найдите ошибки в рассуждениях по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки.  (слайд 7)

                                                                     

1.      Глагол летишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -еть: лететь ( суффикс -е- перед ть)

2.     Броса_шь. Ставлю ударение : бросА_шь. Окончание безударное . Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на -ить ( суффикс -и- перед ть), относится ко 2 спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.

  (Примерный ответ учеников. Слово « летишь» - 2 спряжение, но окончание ударное -ишь- .

Броса_шь- н.ф.бросать, глагол на -ать- 1 спряжение, ученик неправильно определил н.ф., изменил вид глагола.)


7. Сопоставление окончаний глаголов видовых пар

 - Образуйте от глаголов видовой пары форму 2-го лица ед. ч. Какое личное местоимение соответствует этой форме? (ТЫ) Объясните окончание. (Два человека у доски, комментируют поочерёдно)


наградить победителя – награждать чемпиона

завершить раунд – завершать тайм


- Объясните значение слов раунд, тайм. При необходимости обратиться к толковому словарю. Можно ли назвать существительные синонимами? Оцените сою работу.

(раунд – в боксе одна из схваток; тайм – часть, период в спортивной игре)


8 Физкультминутка

- Игра «Хлопок».

Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок,

2спр.-два хлопка)


Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, цветет, кричишь.


9 Игра

«Следопыт»

- Глаголы в начальной форме поставьте в форму 3-го лица ед. ч. и в скобках указываете спряжение. Какое личное местоимение соответствует этой форме? (он) Записываете в столбик.

Подбирать

Участвовать

Благодарить

Предполагать

Не бояться

 





IV. Тренировочные упражнения:


Чтение упражнения 82, стр.36 учебника Т.А.Ладыженской и др., работа с таблицей:

-проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы.

- назовите личные окончания глаголов первого спряжения;

(-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют);

- назовите личные окончания глаголов второго спряжения.

(-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).



Упражнение 83.Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Объяснить смысл первой и второй пословиц:

     Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…шься  -  ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь.

Раскройте смысл пословиц. (Дети называют пословицу и дают свое толкование)

В первой пословице говорится о труде на полях и огородах: не посеешь вовремя, не получишь урожая. Во второй пословице говорится о том, что нужно сделать одно дело, а потом браться за второе, иначе не сделаешь ни одного.


 Работа с карточкой . Учитель раздает карточки, и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у  друга. После этого по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.

Карточка:

Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво!

                                                                                             (Е,Благина)


  Работа с тестом.

Тест на доске (на экране):

А1. Какое утверждение ошибочно?

  1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?».

  2. 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

  3. В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.

  4. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.


А2.Какой глагол относится ко второму спряжению?

     

    1) жить

    2) копать

    3) плести

    4) пилить



А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Замеча…м, клее…м

  2. Кол…м, украс…м

  3. Они догон…т, они сел…тся

  4. Она танцу…т, он слыш…т


А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Они держат…ся, стираеш…

  2. Обращат…ся, умоеш…ся

  3. Имеет…ся, находиш…ся

  4. Печеш…, смеркает…ся


V. Закрепление материала.

На доске (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

Набегает холодок


VI Подведение итога урока.

  - какие личные окончания у глаголов первого спряжения?

   -какие личные окончания у глаголов второго спряжения?

  - как определяем спряжение глагола?


VII. Выставление оценок.


VIII. Домашнее задание:

параграф 19, упражнения 85 и 86

        




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!