СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект ипользовался на уроке русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»

Личные местоимения

Цель:

1.Познакомить учащихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение.



Задачи:

Образовательные:

1Расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения;

2.Формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения;


Развивающие:

1.Правильно писать местоимения с предлогами;  развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления;

2.Развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и логическое мышление, развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.


Воспитывающие:

1.Формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь;

2.Воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.























Ход урока:

Учитель: здравствуйте, ребята!

Учитель: открываем тетради, записываем число, классная работа!

Учитель: Формулировка темы учащимися.

Учитель: Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.


Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный – 
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.










Учитель: В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моёвам, мне, у меня и др.

Учитель: Ребята, какой частью речи они являются?

Дети: местоимениями.

Учитель: На что указывает местоимение Я?

Дети: на человека, личность.

Учитель: Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? 

Дети: О личных местоимениях

Учитель: Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

Учитель: Работа по усвоению новых знаний.

Учитель: Работа у доски:

1.Именительный – Я;

2.Родительный – Меня;

3.Дательный – Мне;

4.Винительный – Меня;

5.Творительный – Мной;

6.Предложный – обо Мне.

Учитель: Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? 

Дети: склонением

Учитель: Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я,

Учитель: Что особенного вы отметили в склонении данного

местоимения?

Дети: Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.













Учитель: Формирование навыков и умений.

Учитель: Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

Учитель: Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

- Первая особенность:

Учитель: При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Учитель: Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родамона (ж.р.), оно (ср. р.)

- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

Учитель: Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

Учитель: Закрепление нового материала.



Задание№1

Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.


Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)


1.Приблизился (к кому?);

2.Соревновался (с кем?);

3.Не смейся (над кем?);

4.Приготовить (для кого?).


Учитель: Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради.


Учитель: делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.










1-й учащийся склонял местоимение Мы:

И. п. – Мы

Р. п. - Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. - Нами

П. п. – о Нас

2-й учащийся склонял местоимение Он:

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. - Его

Т. п. - Им

П. п – о Нем



Учитель: Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.

Учитель: А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.


Учитель: В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.


Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...



Подведение итогов.

О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?


Рефлексия:

Закончи предложение

1.Сегодня я узнал…

2.Теперь я могу…

3.Я научился (ась) …

4.Я попробую…