Личные местоимения
Цель:
1.Познакомить учащихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение.
Задачи:
Образовательные:
1Расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения;
2.Формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать орфографические и грамматические умения;
Развивающие:
1.Правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления;
2.Развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и логическое мышление, развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
Воспитывающие:
1.Формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь;
2.Воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока:
Учитель: здравствуйте, ребята!
Учитель: открываем тетради, записываем число, классная работа!
Учитель: Формулировка темы учащимися.
Учитель: Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Учитель: В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др.
Учитель: Ребята, какой частью речи они являются?
Дети: местоимениями.
Учитель: На что указывает местоимение Я?
Дети: на человека, личность.
Учитель: Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас?
Дети: О личных местоимениях
Учитель: Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
Учитель: Работа по усвоению новых знаний.
Учитель: Работа у доски:
1.Именительный – Я;
2.Родительный – Меня;
3.Дательный – Мне;
4.Винительный – Меня;
5.Творительный – Мной;
6.Предложный – обо Мне.
Учитель: Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам?
Дети: склонением
Учитель: Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я,
Учитель: Что особенного вы отметили в склонении данного
местоимения?
Дети: Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
Учитель: Формирование навыков и умений.
Учитель: Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
Учитель: Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
- Первая особенность:
Учитель: При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Учитель: Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
Учитель: Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
Учитель: Закрепление нового материала.
Задание№1
Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
1.Приблизился (к кому?);
2.Соревновался (с кем?);
3.Не смейся (над кем?);
4.Приготовить (для кого?).
Учитель: Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради.
Учитель: делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
1-й учащийся склонял местоимение Мы: И. п. – Мы Р. п. - Нас Д. п. – Нам В. п. – Нас Т. п. - Нами П. п. – о Нас | 2-й учащийся склонял местоимение Он: И. п. – Он Р. п. – Его Д. п. – Ему В. п. - Его Т. п. - Им П. п – о Нем |
Учитель: Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.
Учитель: А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
Учитель: В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Подведение итогов.
О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
Рефлексия:
Закончи предложение
1.Сегодня я узнал…
2.Теперь я могу…
3.Я научился (ась) …
4.Я попробую…