Лекарства. Разработка урока
Цель:
предметная: ознакомление учащихся с химиотерапией, химической природой, механизмом действия и безопасными способами применения лекарственных препаратов;
методологическая: развитие умения анализировать строение молекул лекарственных препаратов и предсказывать на основе этого химические свойства.
метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении лекарственных препаратов и методов их качественного анализа.
Планируемые результаты:
урок должен помочь учащимся классов сформировать следующие универсальные учебные действия:
1) личностные УУД: научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни.
2) регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3) познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4) коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Методические приемы: межпредметная беседа, презентация урока, химический эксперимент, 3D контент «Устойчивость к лекарствам».
Вид урока: экспериментально-поисковый
Ход урока I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Формирование знаний о лекарственных веществах.
(на слайде проецируются портреты знаменитых людей и причины их смерти)
чума — Мазаччо, живописец (1401–1428),
лихорадка — Рафаэль, живописец (1483–1520), Моцарт, композитор (1756–1791);
туберкулез — Генрих Гейне, поэт (1797–1856), Фредерик Шопен, композитор (1810–1849),
тиф — Франц Шуберт, композитор (1797–1828);
Учитель. Если бы они жили в XXI веке, то их могли спасти. А почему этого не произошло в XV-XIX веках?
(ответ учащихся: не были известны лекарства, которые могли бы спасти их, затем учащиеся называют тему урока и определяют цель)
Учитель. Тема нашего урока «Лекарства» (проецируется на слайде) Организм человека можно сравнить с целой производственной отраслью – химической промышленностью. Каждый орган в нем – это крупное предприятие. А каждая клетка органа – химическая лаборатория, в которой протекает множество химических реакций. Когда человек болеет, например, гриппом, то природа его болезни тоже химическая. Попавшие в организм микроорганизмы отравляют его продуктами своей жизнедеятельности – ядовитыми веществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в химические реакции с ядами, нейтрализуя их.
Что же такое лекарства? (запись определений в тетради, проецируются на слайде)
Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике.
Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией.
Лекарственные препараты выпускают в следующих формах (проецируются на слайде)
Жидкие | Твердые | Мягкие |
1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые). 2. Настои. 3. Отвары. 4. Настойки. 5. Микстуры. 6. Слизи. 7. Эмульсии. 8. Суспензии. | 1. Порошки. 2. Гранулы. 3. Таблетки. 4. Драже. 5. Пилюли. 6. Капсулы. 7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья. | 1. Мази. 2. Пасты. 3. Свечи. 4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением. |
Задание: составить классификацию лекарств по назначению, используя текст учебника (проверка на слайде).
III. Подготовка обучающихся к работе в группах
Поскольку болезнь можно рассматривать, как нарушение протекания химических реакций в организме я предлагаю вам провести судебнохимическое исследование – проанализировать предложенные лекарственные препараты по плану: (проецируются на слайде)
А) растворимость (вода); определение среды растворов.
Б) экспериментальное обнаружение функциональных групп с помощью качественных реакций.
В ходе знакомства с планом эксперимента учащиеся повторяют правила техники безопасности, делятся на группы (I группа – анальгин, II группа – аспирин, III группа – парацетамол).
IV. Экспериментальная часть
I группа.
Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.
Реактивы и оборудование:
аспирин, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирки, держатель для пробирок, сухое горючее, спички, универсальный индикатор, р-р гидроксида натрия (NaOH), р-р хлорида железа (III) (FeCl3).
Введение.
Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – это сложный эфир уксусной и салициловой кислот. Уксусную кислоту можно определить при нагревании с щелочами. Салициловая кислота содержит фенольный гидроксил, который реагирует с раствором хлоридом железа.
Ход эксперимента.
Измельчите таблетку аспирина в ступке. Перенесите лекарство в пробирку и добавьте воды (1/2 пробирки). Отметьте растворимость аспирина в воде.
Налейте 2-3 мл полученного раствора во вторую пробирку и определите среду раствора.
Налейте 2-3 мл раствора аспирина в третью пробирку, добавьте р-р гидроксида натрия и нагрейте. Что наблюдаете?
Четвёртую пробирку с раствором аспирина нагрейте и добавьте несколько капель р-ра хлорида железа (III). Что наблюдаете?
Результаты записать в таблицу.
реактив | признак реакции |
нагревание с р-ром гидроксида натрия (NaOH) | |
нагревание с р-ром хлорида железа (III) (FeCl3) | |
Сделайте выводы о растворимости, среде, формуле аспирина.
II группа.
Анализ лекарственных препаратов, производных п-аминофенола.
Реактивы и оборудование:
парацетамол, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирки, держатель для пробирок, сухое горючее, спички, р-р хлорида железа (III) (FeCl3), р-р дихромата калия (K2Cr2O7).
Введение.
Парацетамол (п-ацетоаминофенол) является ацетоаминопроизводным ароматического ряда. Идентифицировать парацетамол можно реакцией окисления аминогруппы раствором дихромата калия и качественной реакцией с хлоридом железа на фенольный гидроксил.
Ход эксперимента.
Измельчите таблетку парацетамола в ступке. Разделите лекарство на
три части. Первую часть перенесите в пробирку и добавьте воды (1/2
пробирки). Отметьте растворимость парацетамола в воде.
Налейте 2-3 мл полученного раствора во вторую пробирку и определите среду раствора.
Вторую часть нагрейте (осторожно) и добавьте
р-р дихромата калия (K2Cr2O7). Что наблюдаете?
Третью часть нагрейте (осторожно) и добавьте несколько капель р-ра хлорида железа (III). Что наблюдаете?
Результаты записать в таблицу.
реактив | признак реакции |
р-р дихромата калия (K2Cr2O7) | |
нагревание с р-ром хлорида железа (III) (FeCl3) | |
Сделайте выводы о растворимости, среде, формуле парацетамола.
III группа.
Анализ лекарственных препаратов, производных пирозола.
Реактивы и оборудование:
анальгин, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирки, держатель для пробирок, сухое горючее, спички, р-р хлорида железа (III) (FeCl3), р-р дихромата калия (K2Cr2O7), р-р соляной кислоты (HCl), р-р серной кислоты (H2SO4).
Введение.
Анальгин (метамизол-натрий) в отличие от других производных пиразолона-5, при нагревании на водяной бане с минеральными кислотами выделяетдиоксид серы и формальдегид, которые обнаруживают по запаху. С хлоридом железа даёт качественную реакцию на фенольный гидроксил.
Ход эксперимента.
Измельчите таблетку анальгина в ступке. Перенесите лекарство в пробирку и добавьте воды (1/2 пробирки). Отметьте растворимость анальгина в воде.
Налейте 2-3 мл полученного раствора во вторую пробирку и определите среду раствора.
Налейте 2-3 мл раствора анальгина в третью пробирку и добавьте
р-р серной кислоты (H2SO4) и р-р дихромата калия (K2Cr2O7).
Что наблюдаете?
В четвёртую пробирку с раствором анальгина добавьте несколько капель р-ра соляной кислоты (HCl), нагрейте. Что наблюдаете? После в эту же пробирку добавьте р-ра хлорида железа (III). Что наблюдаете?
Результаты записать в таблицу.
реактив | признак реакции |
р-р серной кислоты (H2SO4) и р-р дихромата калия (K2Cr2O7). | |
нагревание с р-ром соляной кислоты (HCl) | |
р-р хлорида железа (III) (FeCl3) | |
Сделайте выводы о растворимости, среде, формуле анальгина.
V. Защита работ. (отчёт каждой группы, учащиеся оценивают свои ответы и ответы одноклассников).
Задание: сопоставьте ваши лекарства и формулы: (на слайде проецируются формулы исследуемых лекарств, учащиеся сопоставляют лекарства и их формулы)
I группа – анальгин; (А)  | II группа – аспирин;(Б)  | III группа – парацетамол;(С)  |
VI. Рассказ учителя об антибиотиках и наркотических препаратах. Рассмотренные лекарства относятся к анальгетикам, обладающим жаропонижающим и противовоспалительным действием. Они снимают чувство боли, не оказывая влияния на работу отделов ЦНС.
Выделяют ещё одну группу лекарств, открытие которой стало триумфом учения об антибиозе – смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом. Их называют – антибиотики. С открытием этой группы лекарств были заложены основы химиотерапии.
Это группа высокоэффективных химиотерапевтических препаратов, совершивших революцию в лечении инфекционных заболеваний.
Проблемный вопрос: На чём основано лечебное действие антибиотиков?
Всегда ли антибиотики разрушают бактерии? (сообщение уч-ся)
Глобальное действие антибиотиков на бактерии или другие микроорганизмы может выражаться в двух формах: бактерицидный и бактериостатический эффекты.
Бактерицидный эффект предполагает разрушение бактерий. Большое количество бактерий защищено снаружи прочным каркасом из сложных органических соединений. Разрушение этого каркаса равносильно гибели бактерии. Молекулы этих антибиотиков блокируют специальные ферменты бактерий, а без этого фермента бактерии лишаются возможности расти и погибают. В обычных дозах таким эффектом обладают все антибиотики, блокирующие рост клеточной стенки.
Бактериостатический эффект предполагает замедление роста и размножения бактерий под действием антибиотиков. Бактериостатическим действием обладают антибиотики, блокирующие синтез белков и нуклеиновых кислот. Эти антибиотики проникают внутрь клеток бактерий и связываются со структурами, синтезирующими бактериальные белки, и блокируют биохимические процессы, происходящие в клетках бактерий. Парализованная бактерия теряет возможность размножаться и расти, чего бывает достаточно, чтобы победить некоторые инфекции.
Учитель. Но не всё так просто! В результате естественного отбора посредством случайных мутаций или благодаря воздействию антибиотика болезнетворные микробы приобретают устойчивость к «знакомым» им антибиотикам, постепенно снижая уровень иммунитета.
(просмотр 3D контента «Устойчивость к лекарствам», после просмотра учащиеся дают ответ на вопрос из части С1 ЕГЭ по биологии)
Вопрос из ЕГЭ. Часть С1. (проецируется на слайде)
Обоснуйте вредное воздействие на организм человека антибиотиков.
(учащиеся работают с учебником и предлагают свои версии ответов, затем сравнивают свою версию ответов с предлагаемым и оценивают себя) (предлагаемый ответ проецируется на слайде:
Нарушают работу пищеварительного тракта, убивая полезные бактерии.
Нарушают расщепление клетчатки, всасывание воды.
Ослабляют иммунитет организма, отрицательно воздействуя на клетки крови.)
Учитель. В 1806 году был выделен из опия алколоид - морфин, обладающий анальгетическим действием, но наркотического свойства.
Что вы можете сказать о действии наркотических анальгетиков? (сообщение учащегося)
Наркотические анальгетики вызывают чувство эйфории, что приводит к формированию лекарственной зависимости – болезненного пристрастия к препарату. Прекращение употребления препарата вызывает абстинентный синдром (ломка), сопровождающийся тяжёлыми психическими нарушениями и патологическими явлениями со стороны органов и тканей организма.
Влияние наркотиков на систему дыхания.
Под действием наркотиков снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоманы чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков.
Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему.
Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, что ведет к снижению кровяного давления и замедлению пульса. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости.
Влияние наркотиков на систему пищеварения.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Снижается аппетит. Наркоман обрекает себя на хроническое голодание.
Влияние наркотиков на половую систему.
Наркотики угнетают половые потребности и возможности. У наркоманов возможно бесплодие, или рождаются дети с уродствами.
Какие факторы влияют на лечебное действие лекарств? (сообщение учащегося)
Лечебный эффект зависит от: 1) дозы; 2) режима приёма; 3) способа применения; 4) состояния организма; 5) взаимного влияния лекарств. Всё это необходимо учитывать от индивидуального состояния организма больного.
VII. Д.З. п. 20, стр. 155-160, упр.7,8, стр. 162 (проецируется на слайде)
VIII. Рефлексивный тест. (проецируется на слайде)
(если вы согласны с утверждением ставите «+», если нет – ничего не ставите)
Я узнал (а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
На уроке я поработал (а) добросовестно.
Учитель. Поднимите руки, кто поставил 5 плюсов, затем те, у кого 4 и 3 плюса. Это оценки, которые вы поставили за урок.
Литература.
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2004.
Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 4. М: Педагогическое общество России, 2006. – 192 с.
http://www.plam.ru/urist/sudebnaja_medicina_konspekt_lekcii/p15.php
http://otherreferats.allbest.ru/chemistry/00206114_0.html
http://knowledge.allbest.ru/chemistry/3c0b65635a2ad78a5c53b89421306d26_0.html
http://knowledge.allbest.ru/medicine/3c0b65625b3bc78a4d53a89521306c27_1.html

