СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические нормы русского литературного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 10-11 классов по подготовке к ЕГЭ. Представлены практические задания по орфоэпии, лексическим нормам русского языка, фразеологии.

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы русского литературного языка»

Урок в 10-11 классе по теме: «Лексические нормы русского литературного языка».

(Лексика. Фразеология.)

Учитель: Кулыгина С. А.

  1. Организационный момент.

  2. Орфоэпическая разминка (задание выполняется на рабочем листе – см. Приложение №1).

Задание. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости экономики, политики. Рекламные объявления.

- Россия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

- Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

- Выборы явились тестом на политическую зрелость.

- Всем желающим высылается бесплатных каталог наших товаров.

- Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

- Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений.

- В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Новости спорта

- Проведен сеанс одновременной шахматной игры.

- К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга.

Прогноз погоды

- Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.


  1. Лексические нормы русского языка.


Вспомним! Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.



1. Вопросы классу:

1. Что такое слово?

2. Что такое лексика?

3. Что представляет собой лексическое значение слова? Сколько значений может иметь слово?

4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

5. Почему соблюдение лексических норм требует знания синонимов, антонимов, паронимов русского языка? Что представляют собой названные явления?

2. Практическая работа (выполняется на рабочем листе)


Задание№1. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.


Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.


  1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

  2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность.

  3. У (запасливый, запасный) человека всегда есть нужный инструмент.

  4. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

  5. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

  6. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.


Задание№2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

  1. Госпожа Простакова избивает крестьян за малейшую повинность.

  2. Преступление совершено в состоянии эффекта.

  3. В полку царило воинствующее настроение.

  4. Она пришла в цветистом платье.

  5. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

  6. Артист завоевал признательность зрителей.

  7. Народ терпел двойственный гнет.

  8. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

  9. Сборный цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

  10. Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий.


3. Лексические значения заимствованных слов.

Вопрос классу: Почему необходимо правильно и уместно использовать заимствованные слова?

Задание. Соедините предложенное определение с близким по значению иноязычным словом (задание выполняется на рабочем листе).

Растительный мир

Аннотация

Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати

Дискуссия

Бег по пересеченной местности

Консенсус

Обсуждение спорного вопроса

Интервью

Соглашение на основе взаимных уступок

Мемуары

Животный мир

Кросс

Краткое изложение содержание книги, статьи

Фауна

Занятие территории военной силы

Флора

Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий

Эффект

Сильное впечатление, производимое кем- или чем-либо

Оккупация


4. Речевая избыточность.

Следует избегать речевой избыточности!

Речевую избыточность порождают тавтология и плеоназм.

Вспомним! Тавтология – неоправданное употребление однокоренных слов рядом (трудоемкий труд).

Плеоназм – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном. Это смысловое излишество (моя автобиография)


Задание. Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Старый ветеран предприятия ­_____________________

  2. Тексты статей отредактированы редактором ___________________

  3. План требует коррективы и поправок ______________________

  4. В глубине безмолвной лесной глуши мы обнаружили живописную поляну __________________

  5. Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино _________________

  6. Своими соображениями ученый поделился с коллегами по работе ______________

  7. Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом _____________________

  8. Индейцы – коренные аборигены Америки ______________________

  9. Необходимо беречь каждую минуту времени _________________

  10. Руководители предприятия надеются на руководящие указания министерства __________________

5. Лексическая сочетаемость слов.

Для правильного употребления слов в речи нужно знать не только их точное лексическое значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться в речи друг с другом.

Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, карие – со словом глаза, закадычный – со словом друг.


Задание. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Запишите правильные сочетания слов (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

  2. Сидорову оказан судебный иск.

  3. Улики играют важное значение при раскрытии преступления.

  4. Это важный шаг, и его надо пройти.

  5. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

  6. Своей подвижнической деятельностью доктор Лиза заслужила широкую известность во всем мире.

  7. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых домов.

Вопрос классу: Почему лексическая сочетаемость важна для культуры речи?


6. Фразеологизмы.

Вопрос классу: Что такое фразеологизмы? Какие значения они могут выражать?


Задание№1. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу (задание выполняется на рабочем листе).

Без царя в голове


Упустить из виду


Расправить крылья


Играть первую скрипку


Сорить деньгами


Голубая кровь


Хозяин своего слова


Рукой подать


Засучив рукава


Как из-под земли вырос



Слова для справок: у черта на куличиках, спустя рукава, держать в уме, как рыба в воде, опустить крылья, выйти из себя, пойти ко дну, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, семь пятниц на неделе, как сквозь землю провалился, последняя спица в колеснице, ни кола ни двора, дрожать над каждой копейкой, черная кость, пойти ко дну.


Задание№2. Найдите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте их.

  1. Напрасно он проливал крокодильи слезы.

  2. Он долго скитался и все же вернулся в свой пенат.

  3. Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.

  4. Чтобы сбить соперников с толку, пропустили ложный слух.

  5. Он мечтал играть главную скрипку и дома, и на работе.


Задание№3. Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться фразеологизмы. Заполните таблицу (задание выполняется на рабочем листе).


Удачно приземлиться, бить баклуши, сесть на мель, дымовая завеса, идти в авангарде, отделать под орех, без сучка, без задоринки; сделать мертвую петлю, доводить до белого каления, вынужденная посадка, попасть впросак, на всех парусах, выбросить за борт, встретить в штыки, развёрнутым фронтом, снять стружку, понюхать пороху.

ремёсла

авиация

мореплавание

военное дело






















  1. Подведение итогов.




  1. Домашнее задание (задание дано на рабочем листе).

1. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, теперича, вдогон, убивец, упредить, манатки, сохатый, барахло, аккурат, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, зубодер, спечь, расфуфыриться, облапошить.

  1. Дайте толкование фразеологизмов, которые употребляются без перевода на русский язык.

Ab ovo –

Alma mater –

Persona non grata –

Post scriptum –

Alter ego –

Tet-a-tet –

Finite la comedia -































Приложение №1


РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

  1. Орфоэпическая разминка.

Задание. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости экономики, политики. Рекламные объявления.

- Россия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

- Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

- Выборы явились тестом на политическую зрелость.

- Всем желающим высылается бесплатных каталог наших товаров.

- Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

- Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений.

- В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Новости спорта

- Проведен сеанс одновременной шахматной игры.

- К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга.

Прогноз погоды

- Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.


  1. Лексические нормы русского языка.

Вспомним! Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.


Задание№1. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.


  1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

  2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность.

  3. У (запасливый, запасный) человека всегда есть нужный инструмент.

  4. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

  5. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

  6. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.


Задание№2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

  1. Госпожа Простакова избивает крестьян за малейшую повинность.

  2. Преступление совершено в состоянии эффекта.

  3. В полку царило воинствующее настроение.

  4. Она пришла в цветистом платье.

  5. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

  6. Артист завоевал признательность зрителей.

  7. Народ терпел двойственный гнет.

  8. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

  9. Сборный цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

  10. Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий.


3. Лексические значения заимствованных слов.


Задание. Соедините предложенное определение с близким по значению иноязычным словом.


Растительный мир

Аннотация

Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати

Дискуссия

Бег по пересеченной местности

Консенсус

Обсуждение спорного вопроса

Интервью

Соглашение на основе взаимных уступок

Мемуары

Животный мир

Кросс

Краткое изложение содержание книги, статьи

Фауна

Занятие территории военной силы

Флора

Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий

Эффект

Сильное впечатление, производимое кем- или чем-либо

Оккупация


4. Речевая избыточность.


Вспомним! Тавтология – неоправданное употребление однокоренных слов рядом (трудоемкий труд).

Плеоназм – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном. Это смысловое излишество (моя автобиография)


Задание. Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Старый ветеран предприятия ­_____________________

  2. Тексты статей отредактированы редактором ___________________

  3. План требует коррективы и поправок ______________________

  4. В глубине безмолвной лесной глуши мы обнаружили живописную поляну __________________

  5. Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино _________________

  6. Своими соображениями ученый поделился с коллегами по работе ______________

  7. Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом _____________________

  8. Индейцы – коренные аборигены Америки ______________________

  9. Необходимо беречь каждую минуту времени _________________

  10. Руководители предприятия надеются на руководящие указания министерства __________________

5. Лексическая сочетаемость слов.

Для правильного употребления слов в речи нужно знать не только их точное лексическое значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться в речи друг с другом.

Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, карие – со словом глаза, закадычный – со словом друг.


Задание. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Запишите правильные сочетания слов.

  1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

  1. Сидорову оказан судебный иск.

  2. Улики играют важное значение при раскрытии преступления.

  3. Это важный шаг, и его надо пройти.

  4. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

  5. Своей подвижнической деятельностью доктор Лиза заслужила широкую известность во всем мире.

  6. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых домов.


6. Фразеологизмы.


Задание№1. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

Без царя в голове


Упустить из виду


Расправить крылья


Играть первую скрипку


Сорить деньгами


Голубая кровь


Хозяин своего слова


Рукой подать


Засучив рукава


Как из-под земли вырос



Слова для справок: у черта на куличиках, спустя рукава, держать в уме, как рыба в воде, опустить крылья, выйти из себя, пойти ко дну, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, семь пятниц на неделе, как сквозь землю провалился, последняя спица в колеснице, ни кола ни двора, дрожать над каждой копейкой, черная кость, пойти ко дну.


Задание№2. Найдите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте их.


  1. Напрасно он проливал крокодильи слезы.

  2. Он долго скитался и все же вернулся в свой пенат.

  3. Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.

  4. Чтобы сбить соперников с толку, пропустили ложный слух.

  5. Он мечтал играть главную скрипку и дома, и на работе.


Задание№3. Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться фразеологизмы. Заполните таблицу.


Удачно приземлиться, бить баклуши, сесть на мель, дымовая завеса, идти в авангарде, отделать под орех, без сучка, без задоринки; сделать мертвую петлю, доводить до белого каления, вынужденная посадка, попасть впросак, на всех парусах, выбросить за борт, встретить в штыки, развёрнутым фронтом, снять стружку, понюхать пороху.


ремёсла

авиация

мореплавание

военное дело






















7. Домашнее задание.

1. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, теперича, вдогон, убивец, упредить, манатки, сохатый, барахло, аккурат, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, зубодер, спечь, расфуфыриться, облапошить.

  1. Дайте толкование фразеологизмов, которые употребляются без перевода на русский язык.

Ab ovo –

Alma mater –

Persona non grata –

Post scriptum –

Alter ego –

Tet-a-tet –

Finite la comedia -



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!