СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нормы русского литературного языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающий аспект:

закрепить понятие языковая норма;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

 

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры.

 

воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа

Просмотр содержимого документа
««Нормы русского литературного языка»»

Конспект урока – практикума по теме

«Нормы русского литературного языка». 11 класс

ЦЕЛИ:

Закрепить понятие «языковая норма», обобщить знания по культуре речи.

Уметь различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Воспитывать самостоятельность.

Задачи:

  • актуализировать знания, приобретённые при изучении темы;

  • дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

  • совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.


Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «Нормы русского литературного языка»


обучающий аспект:

закрепить понятие языковая норма;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.


развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры.


воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.


Современные педагогические технологии: тестовые технологии 

Формы работы на уроке: сочетание работы в паре, фронтальной и индивидуальной работы.



Средства обучения:

раздаточный материал (карточки, перфокарты);

мультимедийная презентация;

видеоролик;

компьютер,

проектор.

Оформление:

афоризмы;

выставка словарей



Планируемые результаты

предметные: соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

метапредметные:

  • регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

  • познавательные: давать определение понятиям.

  • коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.


Ход урока

1. Организационный момент.



2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Знаете ли вы, как правильно поставить ударение: жАлюзи или жалюзИ, обеспЕчение или обеспечЕние?

(Ответы учащихся)

– А как правильно сказать: «у рыб нет зуб», «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»? А может быть, как-то иначе?

(Ответы учащихся)

– Как записать числительное словами: «Дорожил своими 888 книгами»?

(Ответы учащихся)

– Почему нельзя сказать «МГУ принимала студентов», «розовое фламинго»?

(Ответы учащихся)



– О чём будем говорить?

(Ответы учащихся, слайд 1)



На эти и многие другие вопросы отвечает культура речи – раздел языкознания, где изучаются нормы русского языка, то есть правила литературного употребления языковых единиц: слов, словосочетаний, предложений.

3. Актуализация знаний.

Показ презентации (слайды 2, 3, 4).

На доске:

Литературным называется образцовый язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы.

Отличительная черта литературного языка – НОРМИРОВАННОСТЬ, то есть наличие правил, норм, соблюдение которых обязательно для всех членов общества.



4. Обобщение и систематизация знаний.

1. Фронтальная работа.


На доске:

Какие нормы отражают следующие правила?

  1. произношения, ударения, использования интонации;

  2. употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

  3. образования слов;

  4. образования форм слов различных частей речи;

  5. построения словосочетаний и предложений;

  6. употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

  7. написания слов и форм слов;

  8. постановки знаков препинания.



2. Работа в паре.

Слайд 5.

  1. Прочитайте выразительно предложения. Какие ошибки вы заметили? (речевые и орфографические)

    1. Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту.
    2. Тогда её стали расписывать специальными красками.
    3. Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных деревнях вокруг Хохломы.
    4. Хохлома - затерянное стариное село в глуши.
    5. Поэтому промысел стали называть «Хохломой».
    6. Расписная посуда - это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим.

Проверяем и ставим оценку за свою работу (Слайд 6, 7).



  1. Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте ошибки.

  1. –Не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации «Войны и мира»?

  2. В конце вечера трибуну представили гостям.

  3. Одень пальто, на улице холодно.

  4. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

  5. Татьяна любила вставать с зарницей.

  6. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником в гибели Катерины.

  7. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.



Устное оценивание.



5. Физкультминутка.



6. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности.

Просмотр видеоролика.

Слайды 8 – 20.



  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (индивидуальная работа учащихся).

Виды работ: карточки, перфокарты.



  1. Контроль усвоения знаний.

  2. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 21.


Работа над своей речью – очень трудная задача, но речь нужно совершенствовать,

иначе она станет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым».


Чтение стихотворения Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым».


  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?

  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?

  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!

  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..

  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!

  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..

  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..

  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..

  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

Ага!..



  1. Домашнее задание (с комментарием).

– Прочитайте текст Д.С.Лихачёва о культуре речи. Ваша задача – вспомнить нормы орфографии и пунктуации, то есть расставить недостающие знаки препинания, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

























Приложение.


Мы почти забыли о склонени(и,е) числительных. Поразительно что даже в Академии наук в отчётных докладах где постоя(нн,н)о фигурируют ц…фры, эти ц…фры (не) склоняют(?)ся. «Более триста», а не «более трёхсот»; «до пятьдесят», а не «до пятидесяти». А когда дело доходит до сложных числительных и докладчик в самом деле попытает(?)ся склонять их, — затыкай уши.

Отказ от склонения названий населё(нн,н)ых пунктов особе(нн,н)о интенсивно пош…л во время (В,в)еликой (О,о)течестве(нн,н)ой (в,В)ойны. В сводках с фронта: «Наши войска освободили город Рига» а не «город Ригу». Признат(?)ся, эта тенденц…я ведёт к об(е,и)днению языка. Я предпочитаю вместо «ж…ву в городе Ленинград», слышать — «ж…ву в городе Ленинград(е,и)».

А женский род должностей или жён должностных лиц? Когда говорят «генеральша», ясно, что это о жене генерала. А «докторша»? — Что это такое: жена доктора или сама доктор? Можно ли сказать «докторша наук» или «кандидатша»? Я думаю: правильно, что за последние годы почти исчезло «докторша». Иногда шутливо говорят «докторесса», но не шутливо говорят «поэтесса», а я думаю что о женщине-поэте если она настоящий поэт, следует говорить «поэт», а не «поэтесса». А. Ахматова это слово (не)навидела, Цветаева тоже.

Но вот ещё один вопрос. Чехи говорят «чиновничка» вместо «женщина-чиновник». (По)русски сказать так нельзя. Мы говорим «секретарша», а не «секретарка».

По-видимому, только старые женские профессии сохраняют и будут ещё долго сохранять женский род — «парикмахерша», «маникюрша», «кухарка», но в целом постепенный отказ от женского рода в названиях про(ф,фф)е(сс,с)ий — процесс естестве…ый и (не) реж…щий уха.


Самая большая ценность народа — это язык, — язык на котором он пишет говорит думает. Думает!

Вернейший способ узнать человека — его умстве…ое развитие его моральный облик его характер — прислушат(?)ся к тому как он говорит.

Если мы замеча…м манеру человека себя держать его п…ходку его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точ(?ный пок…затель его человеческих качеств его культуры.


О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык развивавшийся в течени… более тысячелетия давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — «...нельзя верить чтобы такой язык (не) был дан великому народу!»

А ведь бывает и так что человек не говорит а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жарго…ые выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит он выявляет свою ц…ническую сущность.

Старайтесь (не) говорить вычурно. (Не) говорите «об…яснить», «волнительно». (Не) надо употреблять милиц…онерских терминов или выражений пришедших из детективных романов: «получать прописку» — в смысле «поселить» какое-либо р…стение, рыбу, ж…вотное в новом месте («сиг получил прописку в озере N»), «выходить на кого(либо)» в значении «связат(?)ся с кем(либо)» или «получить доступ к кому(либо)». И (не) употребляйте штампова…ых выражений (если то или иное слово часто употребляет(?)ся в газетах — бойтесь его): «высвечивать», «высвечиват(?)ся», «эмоц…ональный настрой», «контакты» вместо «связи» и некоторые др.

…Язык наш беднеет...

Завет Гоголя: «Со словом надо обращат(?)ся че…но».

(Д.С.Лихачёв)