СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические нормы употребления прилагательного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в игровой форме, как урок-сюрприз. Рбятам предлагаются различные задания по лексике в игровой форме

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы употребления прилагательного»

Урок-сюрприз (слайд 1)

Лексические нормы употребления прилагательных. (слайд 2)

Цели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм.

Задачи урока:

Обучающая: вспомнить основные лексические понятия; уметь применить их в практической деятельности.

Развивающая: развивать навыки редактирования предложений; развитие устной связной речи.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку посредством лексических особенностей слова.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-сюрприз.

Оборудование: презентация, листы бумаги, фанты, ёлочка, плакат «Дед Мороз», доска, мел.


Ход урока:


I. Организационный момент (настрой на позитив).

Стихотворение наизусть.

Прочитать письмо.


II. Слово учителя.

Какие части речи вы использовали в своих ответах? (прилагательные).

Тема урока (записана на доске). (слайд 2)

Цель урока (сказать)!

Что такое ЛЕКСИКА? (слайд 3)

  1. раздел, изучающий звуки речи;

  2. раздел, изучающий правила постановки ударения в словах;

  3. раздел, который изучает морфемы;

  4. раздел, изучающий словарный состав языка.

(Ответ: 4)

Ребята проговаривают название раздела.

Норма - установленный порядок чего-либо.


III. Игра «Угадай-ка». (слайд 4)

Подберите общее определение к каждой тройке слов:

  1. СТУК СЛОВА ИМЯ (громкий, лёгкий)

  2. ТРАВА МЁД ДЫМ (густой, свежий)












IV. Работа по теме.

Лексические ошибки при употреблении имени прилагательного

Непонимание значения слова.

Повторим лексические понятия (слайд 5)

  1. слова одной части речи, противоположные по значению и разные по написанию и звучанию;

  2. слова одной части речи, сходные по значению, но разные по написанию и звучанию;

  3. слова разные по значению, но одинаковые по звучанию;

  4. однокоренные слова близкие по звучанию, но разные по значению;

  5. устойчивая фраза в переносном значении.

Запись на доске:

Синонимы 2

Антонимы 1

Омонимы 3

Фразеологизм 5

Паронимы 4

Ребята проговаривают определения и подбирают свои примеры.


V. Игра «Фанты от Деда Мороза».

Ребята, каждый из вас по очереди может подойти и взять понравившийся фант с ёлочки. Но чтобы Дед Мороз не забыл про вас в новогоднюю ночь нужно ещё и правильно выполнить его.

ПОДСКАЗКИ (слайд 6)

  1. «Друг, выручи!»

  2. «Помощь зала».

  3. «Дед Мороз, прости…»


VI. Динамическая пауза.


VII. Конкурс «Прилагательные во фразеологизмах». (слайд 7)

Дать значение фразеологизмам. Составить и записать предложение с одним из них.

Светлая голова- умная

Золотые руки- всё умеет делать, мастер на все руки

Волчий аппетит- прекрасный аппетит, большой

Змея подколодная- злой, подлый человек

Глухая тетеря- невнимательный, ничего не замечает

Белая ворона- отличие от других, необычность

Черепашьим шагом- очень медленно

Строить воздушные замки- несбыточные мечты

Вавилонское столпотворение- беспорядок, суматоха


VIII. Итог урока.

РефлЕксия (слайд 8,9,10,11,12,13)

Подсчитать жетоны, выявить лучшего игрока, придумать номинации.

Резерв: (слайд 14)

«Мысли вслух» (словосочетание с прилагательным)

Новый год для меня – это…




Составить два словосочетания со словом, показывающим омонимию данного слова (разное значение)

косой


Составить два словосочетания со словом, показывающим омонимию данного слова (разное значение)

простой


Составить два словосочетания со словом, показывающим омонимию данного слова (разное значение)

второе


Подбери синонимы к слову

храбрый


Подбери синонимы к слову

умный


Подбери синонимы к слову

холодный


Подбери антонимы к слову

сильный


Подбери антонимы к слову

холодный


Подбери антонимы к слову

лживый


Подбери антонимы к слову

яркий


Исправь предложение

Папа был единогласен с нами.


Исправь предложение

У неё был меховой воротник из лисьей овчины.


Исправь предложение

Иванов был выдающим учёным.


Исправь предложение

Весь день шёл проливной ливень.


Исправь предложение

На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.


Исправь предложение

На крутых склонах с каменной почвой сбегала тающая снеговая вода вниз.


Подбери пароним (объясни)

Каменистый


Подбери пароним (объясни)

Болотный


Подбери пароним (объясни)

Конский


Подбери пароним (объясни)

Искусный


Подбери пароним (объясни)

Человечный


Подбери пароним (объясни)

Глинистая


Подбери пароним (объясни)

Сытный


Подбери пароним (объясни)

Соседский
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!