СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы" ВНД

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы"»

Урок русского языка в 5 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Урок русского языка в 5 классе

Культура речи.

Правильное употребление имён прилагательных.

 Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.  Н. Формановская

Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.

Н. Формановская

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

Цели урока : развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь; воспитывать любовь к родному языку, родному слову; продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями;

Цели урока :

  • развивать понятие культуры речи, умение правильно и красиво строить свою речь;
  • воспитывать любовь к родному языку, родному слову;
  • продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями;

Культура речи  – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей.

Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей.

Правильность речи  – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Языковая норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Правильность речи – соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

Языковая норма – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ орфоэпические грамматические лексические орфографические и пунктуационные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

орфоэпические

грамматические

лексические

орфографические и пунктуационные

Орфоэпия  – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения. Ударение  – выделение слога в слове. Произношение  – воспроизведение звуков речи.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.

Ударение – выделение слога в слове.

Произношение – воспроизведение звуков речи.

Произношение прилагательных [шн ] [ч’н ] Порядочный [шн ] Копеечный Скучный Сердечный (друг)  Пустячный  [ч’н ]   Молочный  Мозаичный  Конечный  Обычный  Гречневый  Очный

Произношение прилагательных

[шн ] [ч’н ]

Порядочный [шн ]

Копеечный Скучный

Сердечный (друг) Пустячный

[ч’н ]

Молочный

Мозаичный

Конечный

Обычный

Гречневый

Очный

Ставь ударение правильно кУхонный мУскулИстый кружковОй ку[п’э]йный, но ку[пэ] нУжно слИвовый грУшевый двоЮродный зубчАтый красИвейший ску[шн]ый [щы сь ль вый]

Ставь ударение правильно

кУхонный

мУскулИстый

кружковОй

ку[п’э]йный, но ку[пэ]

нУжно

слИвовый

грУшевый

двоЮродный

зубчАтый

красИвейший

ску[шн]ый

[щы сь ль вый]

 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?  1) вклЮчат 2) квартАл 3) донИзу 4) послалА

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вклЮчат

2) квартАл

3) донИзу

4) послалА

Грамматические нормы Морфологические (формообразование, словоизменение) Синтаксические (построение словосочетаний и предложений)

Грамматические нормы

Морфологические

(формообразование, словоизменение)

Синтаксические

(построение словосочетаний и предложений)

Трудные случаи употребления  форм имен прилагательных Положительная степень Сравнительная степень Сладкий Слаще Превосходная степень  Более (менее) сладкий  Сладчайший   Наисладчайший   Наименее (наиболее) сладкий    лучше хороший  Лучший, самый лучший

Трудные случаи употребления форм имен прилагательных

Положительная степень

Сравнительная степень

Сладкий

Слаще

Превосходная степень

Более (менее) сладкий

Сладчайший

Наисладчайший

Наименее (наиболее) сладкий

лучше

хороший

Лучший, самый лучший

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) по ихнему желанию 2) в две тысячи пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) по ихнему желанию

2) в две тысячи пятом году

3) красивейший пейзаж

4) прополощи бельё

Лексико-фразеологические нормы  –  нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Лексико-фразеологические нормы

нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.    Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание.

В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ?  Необходимо иметь целое представление о мире. Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию. Он вернулся с войны целый и невредимый. Я был готов любить целый мир.

В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употребить ЦЕЛОСТНЫЙ?

  • Необходимо иметь целое представление о мире.
  • Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию.
  • Он вернулся с войны целый и невредимый.
  • Я был готов любить целый мир.

 В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ?  Несколько раз в день он начищал свои сапоги до НЕТЕРПИМОГО блеска. НЕТЕРПИМОЕ отношение к окружающим мешает совместной работе в коллективе. Вечно раздраженная, НЕТЕРПИМАЯ к слабостям других людей, Людмила постоянно провоцировала конфликты. НЕТЕРПИМЫЙ к чужим мнениям, Алексеев с трудом шел на компромисс.

В каком предложении вместо слова НЕТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕСТЕРПИМЫЙ?

  • Несколько раз в день он начищал свои сапоги до НЕТЕРПИМОГО блеска.
  • НЕТЕРПИМОЕ отношение к окружающим мешает совместной работе в коллективе.
  • Вечно раздраженная, НЕТЕРПИМАЯ к слабостям других людей, Людмила постоянно провоцировала конфликты.
  • НЕТЕРПИМЫЙ к чужим мнениям, Алексеев с трудом шел на компромисс.
  Паронимы  –  однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении

Паронимы

однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении