Философия. Ее смысл, функции и роль в обществе.
Что такое философия
Функции философии
Основные вопросы философии
1)Что такое философия.
С давних пор люди задумывались над вопросами:
Так постепенно формировалось мировоззрение – взгляд человека на мир и определение места человека в этом мире. В своем развитии мировоззрение прошло несколько этапов:
мифология – форма мировоззрения, которая включает в себя фантастические представления о мире. Мифы были у всех народов мира. Первоначально человек не отделял себя мира, т.е. от природы, животных (все имеет душу). Вся природа представлена человеку как единое тело (женское) и при этом человеческая плоть соответствовала земле, кровь – воде, волосы – растениям, зрение – солнцу, дыхание – ветру. Затем возникли Боги, ответственные за разные явления природы (Зевс, Нептун). Большую роль на этой стадии играли ритуалы, магия, рисунок. Человечество прошло через тотемизм, когда род или племя связывали себя с животными, и фетишизм – поклонение вещам, символам.
Религия – форма мировоззрения, в основе которой лежит искусственный мир, противопоставленный земному миру. Главным творцом является Бог (дух Святой), который создал природу и человеком из ничего. Он (Бог) не постижим человеческому разуму.
Философия – форма мировоззрения в которой знание сочетается с элементами духовного мира человека. Философия – знание о мире пропущенное через душу человека. Философия в переводе с древне - греческого означает любовь к мудрости. Это слово ввел Пифагор. Философия возникла в 7 веко до н.э. в Китае, Индии, странах античного мира одновременно. Среди философов существует спор: является ли философия наукой? Часть считают что философия – наука, т.к. основные ее положения доказуемы. Другие утверждают, что это не наука, а область духовной деятельности человека, т.к. ее положения абстрактны и не доказаны.
2) Функции философии.
Главная задача философии – излечение души человека.
Мировоззренческая, т.е. философия дает общие представления о мире и человеке в целом.
Методологическая, т.е. она указывает методы познания мира и человека.
Аксиологическая, оценивает явления природы и общества через призму понятий: истинное – ложное, прогрессивное – регрессивное и т.д.
Прогнозирование.
3) Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии – это отношение материи (бытия) к сознанию (духу). Материалисты считают, что материя – первична, а сознание (дух) – вторична. Идеалисты – наоборот. Познаваем ли мир. Материалисты – познаваем. Объективные идеалисты считают, что познаваем, но не до конца. Субъективные идеалисты – непознаваем.
Древнекитайская философия. Конфуций, Лао – цзы.
Лао – цзы великий китайский философ создавший учение даосизм. Согласно этому учению, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону Дао. Этот закон гласит: Все в мире изменяется и развивается в результате единства и борьбы двух сил (начал): «инь и ян».
«Инь» - темное пассивное женское начало.
«Ян» - светлое активное мужское начало.
В результате действия этого закона мир достигает совершенства (гармонии). Человек не должен вмешиваться в закон дао, должен все предоставить самому себе. И ничего не менять, принимать мир и жизнь такими, какие они есть. Главный принцип даосизма: мягкое и слабое живет, а твердое и сильное – погибает.
Конфуций – великий китайский философ, который в центр своего учения поставил проблему этики и воспитания человека. Его меньше всего интересовали вопросы: что такое жизнь? А больше всего: как надо жить? Видя несовершенное настоящее, он выше всего ставит прошлое и что бы спастись, народу необходимо вернуться к старым традициям.
Конфуций разработал теорию идеального человека «цзюнь – цзянь», не по происхождению, а по воспитанию. Система воспитания предполагала воздействие на человека как изнутри, так и извне. В основе идеального человека лежит принцип «жень» - гуманное человеколюбие. Конфуций создал золотое правило: «чего не желаешь себе, не желай того людям».
Основные черты идеального человека:
любовь к кровным родственникам, уважение к старшим;
чувство долга, справедливость, верность;
защита старых традиций и обычаев;
стремление к знаниям, образованию, постоянному самосовершенствованию.
Чиновником мог стать любой, сдавший государственный экзамен.
Большое внимание Конфуций уделял государству. Все китайское общество он рассматривал как организованную семью, в которой все подчинялись императору (сыну неба), сын – отцу, младший брат – старшему брату, служащий – чиновнику и т.д.
Древнеиндийская философия.
Буддизм.
В основе древнеиндийской философии лежит мифология (3339 богов, которые правят миром). Согласно мифам утверждается закон кармы, зависимость жизни каждого человека от совершенных им поступков и закон сансары (перерождение после смерти). В основе индийской философии лежат также древнеиндийские тексты Веды и Упанишады – священный гимн. Согласно индийским мифам, человек состоит из 7 тел, 4 из которых смертны, а 3 перерождаются: 1-е тело роднит человека с камнем, 2 – растение (энергия), 3 – с животным (психика), 4 – чувства, эмоции (и страх, и память, и интуиция), 3 высших тела роднят человека с божеством, и они после телесной смерти перерождаются.
Основные положения древнеиндийской философии:
всем миром правит единый абсолют;
мир не отделен от божества, а является его эманацией;
мир несет в себе потенцию зла; т.к. он несовершенен, и человек по своей природе двойственен: он имеет телесное и духовное начало;
деградация человека проявляется в том, что он забывает свою единосущность с божеством, и главная его задача – восстановит эту единосущность, освободившись от материального. Это можно сделать через тайные знания, обратившись к учителю (гуру).
Буддизм – философское учение Г.Будды (VI век до н.э.).
4 благородных истины буддизма:
жизнь есть страдание;
существует причина этих страданий, она в сильной привязанности человека к вещам, его стремление к удовольствию, страсть и алчность;
существует способ избавления от страданий уже при жизни;
этот способ – восьмеричный путь к самосовершенствованию человека.
Восьмеричный путь:
правильные взгляды;
правильное устремление и решимость. Отказ от привязанности ко всему земному, от дурных намерений и вражды к людям;
правильная речь (отказ от лжи, клеветы, жестких слов и пустых разговоров);
правильные действия (отказ от уничтожения живого, от воровства);
правильный образ жизни (зарабатывание на жизнь честным путем);
правильные усилия (уметь управлять собой, власть над страстями);
правильное направление мысли;
правильное сосредоточение, полная отрешенность от всего земного и погружение в нирвану.
Античная философия.
1)Поиск первооснов мира.
Древние греки представляли мир как единое целое (космос). Если мир един, то существует первооснова мира – это то, из чего всё остальное состоит. Древне – греческие философы, которые искали эту первооснову в природе, получили название натурфилософы.
Фалес – основой мира считал водку. Анаксимен – его ученик, основой мира считал воздух. Воздух, сгущаясь превращается в воду, землю и камень, а разрежаясь, становится огнем. Анаксимандр(ученик) основой мира считал особое вещество апейрон, которое не горячее, ни холодное, ни малое, став основой мира, исчез с земли.
Среди философов были атомисты (Демокрит), некоторые основой мира считали атом (первокирпичем). Существовала школа Пифагора, его ученики основой мира считали число. Он выделял совершенные числа: 1 – единство мира; 2 – полярность во всем; 3=1+2, т.к. имеет начало, середину и конец, как и все в этом мире. Совершенным он считал число 36=1^3+2^3+3^3. Мироправящим он считал число 7.
Позже философов стал волновать вопрос о возможности познания мира человеком. Сократ утверждал, что целью познания мира человеком является истина. Он впервые ввел диалоги и споры для достижения истины. Человеческие знания относительны. «Я знаю, что ничего не знаю» - т.е. он утверждал, что человек не может знать всего, и чем больше он знает, тем больше убеждается в непознанном. «Заговори, что бы я тебя увидел».
Платон (Аристокл) – древне – греческий философ, который в основу своего учения положил высшую идею или идеал (идеализм).
Идея и вещь связаны друг с другом. Идея может существовать без вещи, а вещь без идеи нет. Идея заложена в мир. Мир как воплощение этой идеи неподвижен, все в нем проходит основные этапы. Мир конечен.
С ним спорил его ученик Аристотель, который считал, что главное не идея (материя), а форма. Например, из куска глины можно слепить вазу, шар и чашку, и здесь форма и будет идеей. Весь мир находится в постоянном движении и развитии, это движение имеет цель, которая предопределена богом. Аристотель впервые ввел понятие пространство и время. Пространство – это месторасположенность объектов относительно друг друга, а время – длительность существования объектов.
Средневековая философия.
В средние века хранительницей письменности и культуры стала церковь. Одним из направлений философии была схоластика, которая преподавалась в школах и университетах. В центре этого учения стоит Бог, который создал мир. Творить может только Бог, а творения и изобретения человека – это богохульство. Если Бог творит мир, то митр ограничен как стран. суд. А. Авгуcтин (IV – V н.э.) известен своим трактатом «Град божий»; в котором главная тема – отношение Бога к миру. Бог – личность, обладающий волей, никем не созданный и непостижим человеческому разуму. «Бог творит мир и регулирует его». Если древние греки представляли человека как часть природы, то в средние века человек – господин природы, однако в силу своей греховности он не властен над самим собой и полностью зависит от божественного милосердия. В своем труде Августин противопоставляет два мира: мир земной (греховный) и мир божественный (идеальный). Церковь – единственное место на Земле, где человек может прикоснутся к Богу.
Фома Аквинский (XII век) впервые попытался соединить понятия религия, философия и наука. Свою веру он подкреплял знаниями. Вера и знания не противоречат друг другу, так как преследуют одну цель – стремятся спасти человечество. Аквинский впервые создал религиозную модель мира:
Бог
Ангелы
Человек
Животные
Растения
Неживая природа
Философы – ученые нового времени (XVII век)
В XVII веке – начало нового времени, когда на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Возникает жесткие требования к точности научных результатов, начинается активное использование математики. Философия освободилась от религии и начинает опираться на науку. Поэтому философов XVII века называют философы – ученые. Главной проблемой философов становится поиск пути достижения истины. Ф.Бекон – основатель европейского эмпиризма. Эмпиризм – течение философии представители которого главным методом достижения истины считают опыт, эксперимент. Он рекомендовал начать научное познание с «очищения разума». «Знания – сила» - утверждал Бекон. Он являлся разработчиком индуктивного метода, когда из отдельных фактов, добытых опытным путем, делали вывод. Выделял 3 пути познания истины. 1 – путь паука – паук ткет паутину из самого себя, так и человек доходит до истины сам. 2 – путь муравья – извлечение истины из практики. 3 – путь пчелы – сочетание 1 и 2 путей.
Р. Декарт – основатель рационализма – течение философии, представители которого рассматривают теоретический путь познания истины, «Я мыслю, значит существую». Очищение разума у Декарта начинается с вычленения ясных мыслей и враждебных идей. Самосознающий радикально отличается от физической реальности. Декарт предложил свой метод познания, в котором все сложное необходимо разбить на части, изучить по частям, а затем вернутся к началу и сделать вывод.
Человек, общество и природа в учениях философов просвещения.
1)Взгляды на человека
Ж.Ж. Руссо утверждал, что еще раньше разума у человека появилось потребность в самосохранении и благосостоянии, что порождает сочувствие, сострадание к другим людям. Свобода у Руссо есть самопознание.
П.Ламетри считал что умение человека отличать добро от зла врожденное. Естественным чувством человека является чувство благодарности за благодеяния и чувство раскаяния за зло, причиненное в ответ на добро. Разработав теорию «свинского счастья», где якобы нужно стремится к чувственным удовольствиям.
К. Гельвеций различал в человека «естественные» («непрестанное устремление к покою») и «искусственные» страсти, эмоции. Одним из мотивов человеческой деятельности является социальное устремление, направление, власть.
Ф. Вольтер говорил о зависимости в человеке сознания от физической организации. Утверждал что человек не всемогущ, но потенциал его огромен, границы знаний и умений расширяются. Сущность человека – стремление избежать страданий и быть счастливым. Только постоянная разумная мирская деятельность способна привести к улучшению положения человека.
Д.Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних объектов.
2)Взгляды на общество.
Вольтер считал равенство средством достижения общественного равновесия и морального развития. Религия необходима для сдерживания людских страстей, их утешения, но Вольтер критикует религию.
Руссо критиковал цивилизацию как цивилизацию неравенства, так как её достижения не становятся достижением простого народа. Предлагая коренные преобразования правовых, экономических и других отношений. Выход из противоречий цивилизация видела в изменении методов воспитания. Руссо видел З стадии развития цивилизации: детство, юность и старость.
Гельвеций считал что с помощью воспитания из человека можно получить всё что угодно. Считал реальным соединение личных интересов с общественными. Нужно, чтобы большая часть людей жила в достатке. Счастливы те, у кого национальные богатства распределяются равномерно.
Монтескье констатировал З возможных формы государственного устройства: республика, монархия и деспотия. Подчеркивал, что целостность обществу придает «дух народа», на который влияет материальное производство и форма политического устройства, а также географическая среда: жара подрывает силы и бодрость людей (отсюда малодушие и рабство), а плодородие приводит к изнеженности.
3)Взгляды на природу.
Материя рассматривалась состоящей из неделимых частиц вещества: у Гольбаха и Гельвеция это атомы, обладающие геометрическими и механическими характеристиками; у Ламетри и Дидро это молекулы, которые обладают сверх того чувствительностью и неистощимой внутренней силой. Дидро утверждал, что первоосновой мира является не механические атомы, а органические молекулы, у которых есть способность к ощущению. Соединившись в благоприятных условиях, они породили растения и животных. Ламетри, пытаясь ответить на вопрос – чем обусловлено изменение видов растений, высказал ряд идей, близких к идее естественного отбора.
Немецкая классическая философия.
В XVII веке в германии появляется ряд философов, которые внесли свой вклад в развитие мировой философии. И. Кант, Г. Гегель, Фихте, Шопенгауэр, Маркс, которые оказали на всю мировую философию.
И. Кант – титан философской мысли. Все его творчество делится на два периода: докритический и критический.
Докритический период, когда кант рассматривал вопросы происхождения и строения мира. Вселенную он представлял как хаотичное облако заряженных частиц. В результате движения оно уплотняется, отдельные его части отрываются, образуя планеты с солнцем в центре, т.е. мир материален. Однако кант утверждает теорию божественного первоисточника и божественного творения природы. Свою философию он называл трансцендентальной идеализм.
Критический период. Идеи Юма, которые утверждают, что в познании человека имеет дело со своими субъективными впечатлениями, заставили критически задуматься о процессе познания. Кант делил все знания на априорные и апостериорные. Если первые предшествующие опыту, то вторые – приобретены опытным путем. Эти 2 вида знаний лежат в основе подлинной науки. Кант выделял 3 основные познавательные способности человека: 1 – чувственная, 2 – рассудочная, 3 – разумная. Пространство и время Кант считал априорными формами чувственности. Рассудочное познание является схематичным. Все рассуждения людей можно уложить в 12 схем, которые заложены в нашем рассудке. Когда человек познает мир, он как будто «накладывает» эти схемы на живую постоянно меняющуюся действительность. Благодаря этому законы естественных наук понятны всем людям и носят всеобщий характер. Кант гениально показал, что естественные науки всегда схематичны. Кант утверждал: «человек – законодатель природы», т.е. естественные науки дают нам «человеческую» картину мира. Наше восприятие напрямую зависит от того, как устроен наш мозг.
Изучая мир, т.е. «веще в себе», человек сталкивается с неразрешимыми противоречиями:
Эти противоречия неразрешимы, поэтому человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Кант – агностик (мир не познаваем до конца). Там, где знания отсутствуют, существует вера.
В этот период складывается этика Канта. В основе ее знаменитый категорический императив – всеобщий моральный закон. Он включает в себя 2 правила:
поступай так, чтобы максима твоей воли или твой поступок всегда мог стать образцом для других;
человек человеку всегда цель, но никогда средство.
Кант делит все поступки на моральные и легальные. Моральные отличаются от легальных тем, что они бескорыстны, т.е. они направлены против самого себя. Кант считал, что человек должен следовать моральному закону даже в том случае, если это сделает его несчастным – это его долг. Кант писал, что 2 вещи в мире поражают и волнуют нас: звездное небо и моральный закон внутри нас, делают человека свободным. Жить надо так, как если бы бог существовал.
Г. Гегель – вошел в философию как основатель диалектики – учение о постоянном движении и развитии мира.
Русская философия.
1) Особенности русской философии.
Тесная связь русской философии с религией и с процессом христианизации на Руси, поэтому часто ее называют религиозной.
Тесная связь русской философии с культурой. С одной стороны, русская культура была философски насыщена и духовно богата, а с другой стороны, такой союз мешал развитию философии как самостоятельной. (конец XVIII века)
Связь русской философии с историей (историософия). Главной темой в русской философии была социальная: Кто мы? Куда идет Россия? Практически все русские мыслители давали «рецепты» переделки общества и строили модель, будущего развития страны. Русь издавна считалась святой, а русский народ – богоизбранным.
Первыми философами на Руси были монархи и князья. В XVIII веке с реформами Петра I философия отделилась от религии и стала светской. Ломоносов заложил основу материалистической философии в России.
В XIX веке возникает 2 основных направления, между которыми спор идет до сих пор – это славянофилы и западники. Славянофилы утверждали, что у России свой особый путь развития.
Основные черты славянофильства:
Религиозность;
Коллективизм;
Соборность
Западники считали, что Россия должна развиваться по западно – европейскому образцу.
Основные черты:
Чаадаев и его «философские» письма.
В этих письмах Чаадаев впервые указывает на отставание России от Запада, критикует всю историю России, указывая на то, что «единственный урок», который она может дать народам – урок отрицаний, т.е. как не надо жить. Причина превосходства Запада и отставания России в различии господствующих форм христианства – православие и католицизм. Будущее у России великое, но лишь в том случае, если она будет ориентироваться на Европу.
Философия и религия.
1)Первобытные формы верований.
Теология – учение о Боге. Все многообразие религиозных учений делятся на 3 группы.
первобытные верования;
национальные религии;
мировые религии.
Первобытные верования фетишизм – наделение особыми сверхъестественными силами какого – либо предмета и поклонение им;
Тотемизм – вера в существование родственных связей между группой людей и мифическими животными или растениями;
Анимизм – вера в существование дух и духов, которыми наделяются разные объекты и явления природы;
Первобытная магия – вера в возможность воздействовать на людей, животных и процессы природы с помощью ритуальных действий.
Национальными называются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей. Среди них: индуизм, даосизм, зороастризм.
Мировые религии: буддизм (VII – VI век до н.э.) – основатель Будда; христианство (I век до н.э.) – Христос – в средние века христианство раскололось на 2 части: западная (Католицизм) и восточная (Православие), в XVI – XVII веке в католичестве возникает протестантство – течение, направленное против пышности обрядов и обогащение католической церкви. Христианство – самое крупное по числу верующих. Ислам (Мусульманство) – основал Мухаммед. Основные течения внутреннего ислама (суннизм, суфизм). По численности 2 место.
Если первоначально существовало многобожие (политеизм), то на смену ему пришел монотеизм (однобожие). Существовал зооморфизм – Бог в облике животного.
Пантеизм – Бог воспринимается как некая духовная сила (энергия).
Атеизм – отрицание Бога во всех проявлениях.
Креационизм – учение о творении мира и человека Богом.
Философия и культура.
1)Понятие, формы, виды культуры.
Культура – в переводе с латинского – возделывание (почва), сюда относили воспитание, образование, развитие. Выделяют 2 главные формы культуры: духовная материальная. К материальной относятся приборы, книги, украшения и т.д. к духовной: учение, мораль, философия, наука, образование, искусство.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Виды культуры:
массовая;
народная;
элитарная.
2)Функции культуры:
культура представляет собой освоение мира человеком в разных формах;
организация регулирования мира людей с помощью морали, нравственности и т.д.4
социализация поколений и передача исторического опыта4
совершенствование человека и общества.
3)Цивилизация и культура.
Культура – понятие более широкое, чем цивилизация, т.к. когда еще не было цивилизации (отсутствие письменности), уже была культура. Понятие цивилизации вошло в эпоху просвещения (XVIII век). Цивилизация противоположена варварству. В XIX веке немецкие и русские философы обратили внимание на то, что понятие цивилизация и культура – это родные понятия. Если существует высокоразвитое индустриальное общество, то оно не гарантирует внутреннего духовного совершенствования человека. Всякая культура связана с культом, она есть продукт творческой работы.
Разрушение духовной культуры ведет за собой разрушение цивилизации.
Часть философов считает, что страны имеют многообразие культур, а часть – что у человечества единая культура. Сегодня формируется интеркультурное пространство.
Философия и история.
1)Взгляды на исторические процессы философии.
Множество философских концепций относительно истории можно свести к 3 группам:
концепции единолинейного прогрессивного развития;
концепция многолинейного развития;
концепция циклического развития.
Немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель справедливо полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей. Каждый преследует свои собственные интересы, а возникает нечто такое, о чем люди и не подозревали. Цель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. Гегелевский мировой дух как бы бредёт по земле, всё выше поднимаясь к вершинам самопознания. Древний Восток – его младенческое состояние, Греция – юность, Рим – зрелость, Германия – старость, исполненная силой и разумом. На Востоке люди ещё не осознают свободы; у греков мы чувствуем себя дома; Рим – уже эпоха возмужалости человечества; Германский мир принял христианство и германцы стали носителями христианского принципа, который рассматривал человека как высшую ценность.
К.Маркс считал, что люди должны пройти 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельчество, феодальную, капиталистическую и общинную. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему. Конечная цель человечества – торжество разума и свобода на земле. И к ней постепенно придут все народы.
У.Ростоу – написал книгу «Стадии экономического роста», где прослеживается та же система однолинейного развития.
Стадий 5:
1.Традиционное общество, включает в себя всю историю человечества от зарождения до возникновения капитализма;
2. Переходное общество. Появляются научные открытия и изобретения, способные повлиять на производство. Складываются нации, начинается бурное оживление национализм;
3.Промышленная революция;
4. Стадия зрелости. Бурно развивается автомобиле-, судо- и станкостроение. Общество может производить все, что захочет;
5. Стадия массового потребления. Внимание сосредотачивается на проблемах потребления или росте благосостояния населения.
К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории:
доистория – человек только становится человеком;
существование тысячелетия великие культуры древности;
«осевое время», когда полностью формируется подлинный человек;
научно – техническая эпоха (сейчас).
О.Шпенглер – один из первых мыслителей предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения никакой единой истории человечества нету. У каждой цивилизации был свой феодализм, свой капитализм, свой средний век. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждый из них возникает, развивается, стареет и умирает. Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно на тысячу лет.
Закат Европы.
Каждая культура, по Шпенглеру зарождается в тот момент, когда из первобытного состояния человечество пробуждается великая душа. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности. Когда цель достигнута и все возможности реализованы, культура вдруг застывает, отмирает. Всякая культура переживает разные возрасты. Старость – переход культуры в цивилизацию.
А.Тойнби – основатель циклического развития истории. Среди всех цивилизаций он выделил 3 вида:
расцветшие (Египетская, Китайская, Индейская, Мексиканская и т.д.);
неразвившиеся (Сирийская);
застывшая (эскимосская, спартанская).
Все цивилизации в своем развитии проходят стадии:
рождение;
рост;
надлом;
гибель.
Главным двигателем любой цивилизации является активное творческое меньшинство.
Тойнби – создатель теории «вызова» и «ответа». Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов, сначала природные, а потом человеческие среды. Часто вызов, остающийся без ответа, повторяется снова и снова.
Неспособность общества в силу утраты творческий начал ответ на вызов лишает его жизнеспособности и приводит к гибели. Общество – форма разумно организованной культурной жизнедеятельности людей, объединенное общими потребностями, целями. Человек – это биосоциальное существо; индивид – отдельно взятый человек с его индивидуальными особенностями, качествами, интересами и т.д.
Личность – положение человека в обществе.
Социализация личности – процесс освоения человеком норм, правил общества, морали, т.е. вхождение его в общество.
Характерные черты общества – целостность, динамичность, самоорганизуемость, закономерность. Законы общества, в отличие от природных, проявляется через деятельность людей. Они имеют вероятностный характер, т.е. жестко не определены.
Структура общества.
В основе общества лежит общественное бытие – объективная действительность, т.е. материальная жизнь общества и общественное сознание – осмысление и осознание обществом своего бытия и мира в целом (культура, религия, поэзия).
Основные сферы общества:
духовная;
политическая;
экономическая;
социальная.
Большую роль в обществе играют ценности, которые являются регуляторами общественной жизни людей.
Аксиология – философское учение о ценностях. Часто ценности делят на материальные и духовные.
Развитие цивилизации приводит к приоритету общечеловеческих ценностей над ценностями отдельных людей.
Свобода и необходимость в жизни человека.
Человек – социальное существо, свобода его состоит в праве делать свой выбор в условиях необходимости. Твоя свобода кончается там, где начинается независимость другого человека.